«Народная монархия» - это доктринальный труд русского мыслителя и общественного деятеля Ивана Лукьяновича Солоневича, отражающий его взгляд на историю России. В своей работе автор проанализировал геополитическую ситуацию в мире в то время и изложил идеологию «Народно-монархического движения».
Становление личности «народного монархиста»
Солоневич появился на политической арене в 1910 году. В то время главой российского правительства был Петр Аркадьевич Столыпин. Это было время укрепления русского имени на окраинах, а также время борьбы за русское дело в Западном крае, что было довольно опасно, особенно после убийства Столыпина, которое произошло в 1911 году. По словам самого Солоневича, ему не раз приходилась защищать свою типографию от революционеров с оружием в руках.
Когда к власти пришли большевики, и началась гражданская война, Иван Солоневич вместе с братом бежали из Петрограда в Киев. Они примкнули к белому движению, помогая ему добывать секретную информацию. В 1920 году семью Солоневичей забрали в одесскую чрезвычайную комиссию. Потом он снова начал сотрудничать с белыми.
В 1932 году братья Солоневичи пытались бежать через Карелию за границу, но это им не удалось. Вторая попытка была предпринята в 1933 году, но она тоже оказалась неудачной. Солоневичей арестовало ГПУ.
Братья оказались в концлагере, откуда им удалось сбежать в 1934 году.
В фильтрационном лагере Солоневич начал описывать все, что пережил в Советском Союзе. Так появилась книга «Россия в концлагере». Благодаря полученным от иностранных изданий данной книги гонорарам, автор смог начать издавать в Софии собственную газету под названием «Голос России». На основе кружков любителей газеты Солоневич пытался создать сплоченную организацию народно-монархического направления. Он хотел воспитать поколение, которое бы поддерживало монархические идеи и, вернувшись на родину, смогло встать во главе возрождающейся России.
Деятельность Солоневича привлекла внимание советской власти. В 1938 году в редакции «Голоса России» прогремел взрыв, жертвами которого стали супруга Солоневича и секретарь редакции. Выпуск газеты был прекращен.
Весной 1938 года Солоневич, чтобы спастись от преследований советских властей, переехал в Германию. Будучи в Германии, он организовал в Болгарии новое издание – «Нашу газету». До января 1940 года там были опубликованы две главы из сочинения «Белой империи»: «Дух народа» и «Монархия». Когда началась Вторая мировая война, газета закрылась.
Солоневич пытался донести до немцев, что им не нужно воевать с СССР. Тогда за него взялось гестапо. Солоневича несколько раз арестовывали, потом сослали в провинцию, где он и находился до конца войны. Позже, попав в английскую зону оккупацию, Солоневич начинает работать над своей главной книгой – «Народная монархия». В ней он в систематизированной форме излагает концепцию философии русской истории.
Солоневич исходит из безусловной индивидуальности народов и их исторических судеб. Он считает, что не существует обязательных для всех законов истории, поэтому доктрины, основанные на чужом опыте, абсолютно бесполезны и даже вредны. Солоневич приходит к выводу, что любая программа должна разрабатываться для конкретного народа.
Модель идеального государства
Каждый народ, реализуя свое национальное «я», стремится создать свою собственную культуру, государственность и, наконец, империю, которая, по мнению автора, является высшей стороной самореализации народа.
Согласно Солоневичу, только русскому народу удалось создать государственность, в рамках которой все племена и живущие в ней народы чувствовали себя как минимум наравне с «имперской нацией». Иными словами, если хорошо, то всем хорошо, а если плохо, то страдают все.
Народная монархия, считает Солоневич, является идеалом государственного устройства России.
По его мнению, расцвет русского государства пришелся на допетровскую эпоху, которой были свойственны гармоничность, сбалансированность всех элементов народной жизни и своеобразный демократизм, заключающейся в своеобразной реальной связи власти с народом.
Созданный тогда строй он определил как слияние самодержавия и самоуправления. Разделения властей тогда не было, доминировали общегосударственные, общенациональные цели и идеи.
Именно такая форма управления должна была быть в России после свержения большевиков, считал Солоневич.
Приход к власти Петра I стал началом перемен к худшему, утверждает он. Деятельность первого российского императора Солоневич оценивает отрицательно, однако признает в нем яркую личность. Солоневич считает, что Петр I нарушил естественный процесс развития русского государства.
Также Иван Лукьянович критиковал такое явление как русофобия, противопоставляя ей идею о народной монархии. Его возмущали произведения русских и зарубежных писателей и философов, которые недооценивали феномен России и русской цивилизации.
Говоря о качествах русского народа, Солоневич выделяя выносливость русских. Деятельность по развитию и обустройству страны он называл духовным и нравственным подвигом русского народа.
Солоневич считал, что Россия может существовать только в виде народной монархии, зачатки которой существовали в Древней Руси.
Павел I и последующие правители восстановили самодержавные начала власти и основы народного самоуправления.
Но в целом России не удалось до конца вернуться к старой системе управления.
Монархия является национальной по духу и народной по своему социальному содержанию формой правления, считал Солоневич. При этом он призывал вернуться к целой системе учреждений – от всероссийского престола до сельского схода.
По его мнению, в этой система царь имел «силу власти», а народ – «силу мнения».
В программе национального возрождения России Иван Лукьянович отмечает, что «…монархическая литература должна иметь в виду не служилые и привилегированные слои старой России, а конкретный Русский Народ».