Задачи финансовой реформы и её этапы
Финансовая реформа 1862 г сыграла большую роль в приспособлении государственного аппарата к условиям буржуазного развития. Её проведение было обусловлено необходимостью упорядочить государственные финансы, поскольку до реформы отдельные ведомства имели свой бюджет и свою кассу, что не обеспечивало сосредоточение средств в руках центральной власти, затрудняло учет доходов и расходов, контроль за которыми практически отсутствовал.
Реформа включала несколько этапов:
- на первом этапе нужно было ликвидировать финансовую самостоятельность министерств и ведомств и ввести единый государственный бюджет и единую общегосударственную кассу;
- на втором этапе реформы отменялась государственная кредитная монополия;
- на третьем этапе изменялась налоговая система.
На первом этапе реформы важно было установить гласность бюджета, ликвидировать финансовую самостоятельность министерств и ведомств, укрепить порядок в расходовании средств.
Сведения о государственных расходах и доходах с 1862 г стали публиковать в печати, а деньги государства концентрировались в Государственном банке на счетах казначейства. Государственный банк России был учрежден в 1860 г.
Рисунок 1. Финансовая реформа 1862 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Через 4 года произошла реорганизация государственного контроля, основная функция которого заключалась в проверке целесообразности расходов ведомств и состоянии финансов.
Отчеты государственного контроля об исполнении бюджета страны с 1866 г стали публиковаться для всеобщего ознакомления. Все учреждения, кроме Госбанка, Крестьянского и Дворянского банков, сети коммерческих банков, отвечали потребностям капиталистического развития.
До реформы основным источником доходов был «питейный сбор», дававший около 40% доходной части бюджета. Этот доход был мал по сравнению с тем, что получали откупщики водочных изделий.
Суть была в том, что государство с аукциона продавало откупщикам право продажи водки, вносивших в бюджет всю сумму сразу. Устанавливая монопольные цены в свою пользу, они получали огромные деньги. Этими действиями государство вызывало огромную ненависть народа.
Свободная торговля водкой была введена в 1863 г с упразднением винных откупов, но с уплатой акцизного сбора в пользу казны.
Вторая монополия государства на водку вводилась в конце XIX века с продажей в казенных лавках.
Упразднен был архаичный соляной налог, подушная подать с душ крестьян и мещан, и для крестьян и землевладельцев заменена поземельным налогом.
Остальные налогоплательщики должны были платить подоходный налог. Налоговая система, таким образом, становилась всесословной.
Однако основные доходы государству приносили косвенные налоги, своей тяжестью ложившиеся на народные низы.
На крестьян также распространены были натуральные повинности, приносившие немалые средства государству.
Статью государственных расходов по бюджету составляли затраты на содержание вооруженных сил, государственного аппарата, включая полицию, царский двор, уплату процентов по государственным долгам. Для сравнения, если расходы на содержание вооруженных сил составляли более 35% бюджета, то расходы по Министерству просвещения составляли 1,6% государственного бюджета страны.
Проведение финансовой реформы 1862 г.
Должность государственного контролера в это время занимал В.А. Татаринов, начавший проведение финансовой реформы. Суть реформы заключалась в преобразованиях государственной финансовой системы России.
Задача реформирования – повышение эффективности и планомерности государственных расходов, усиление контроля над ними, борьба с казнокрадством.
Решение о введении гласности бюджета состоялось ещё до утверждения сметных правил, и 4 января 1862 г Император повелел опубликовать на текущий год государственную роспись доходов и расходов.
Нашлись и такие, кто испугался нововведения, потому что государственная роспись всегда держалась в глубочайшей тайне. Консерваторы считали, что это был шаг к революции.
Татаринов В.А. по поручению Александра II разрабатывал положение о единстве кассы, что тоже вызывало большое беспокойство в бюрократических кругах. Параллельно проходило реформирование контрольного ведомства, при котором в 1863 г была создана Временная ревизионная комиссия, преобразованная в 1883 г в Департамент гражданской отчетности.
Комиссия проводила ревизию по подлинным документам денежных оборотов всех государственных учреждений Петербурга.
Руководители ведомств резко возражали, поэтому предварительный контроль не был установлен, поскольку Император встал на сторону своих министров.
Государственный контроль над бюджетом страны в целом стал осуществляться с 1866 г. – составлялись ежегодные отчеты по исполнению государственной росписи и её финансовых смет.
Отчеты регулярно публиковались в печати. Все мероприятия по преобразованию позволили смягчить произвол и расточительность в расходовании средств, характерных для дореформенной России.
К сожалению, во многом не удалось довести их до конца. Отсутствие в законодательстве единого кодифицированного положения о правах и обязанностях Государственного контроля и отказ от предварительного контроля существенно снизили эффективность ревизионной работы.
Далеко не на все государственные учреждения распространялась система контроля, ряд ведомств не подлежали ревизии, поскольку были наделены статусом неприкосновенности – это были:
- Министерство императорского двора и уделов;
- Кабинет его императорского величества, императорская канцелярия;
- Учреждения императрицы Марии;
- Канцелярия по кредитной части Министерства финансов, государственные кредитные учреждения;
- Доходы и расходы Святейшего Синода;
- Расходы Министерства иностранных дел.
Ревизии не подвергались также статьи расходов Императора.
Татаринов прилагал большие усилия, чтобы расширить сферу компетенции Государственного контроля и повысить его роль в системе управления, усилить влияние на выработку и проведение экономической политики России.
Бюджет страны стал хронически дефицитным после Крымской войны, и Татаринов обращал внимание императора на недостатки в работе государственного аппарата, вскрывал злоупотребления и выдвигал конкретные предложения.
Он требовал ограничить непомерные расходы по всем министерствам и дать его ведомству новые полномочия.
Значение финансовой реформы 1862 г.
Финансовые реформы 1860-х годов являлись буржуазными реформами и ставили перед собой цель преобразования финансовой системы России для вступления ее на путь капитализма.
Рисунок 2. Финансовая реформа 1862 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все государственные ведомства обязаны были составлять сметы, для чего была специально установленная форма, в разных параграфах которой надо было подробно указывать все статьи расходов.
Все доходы государства сосредотачивались в кассах государственного казначейства, которое подчинялось Министерству финансов.
Средства с заранее согласованными сметами и кассовыми расписаниями из касс расходились по разным ведомствам и шли в оплату расходов.
В течение 1865 г органы государственного финансового контроля создавались и на местах – это были контрольные палаты.
Изменения коснулись и торговли – винный откуп заменялся акцизными марками, а налогообложение делилось на косвенные и прямые налоги.
Денежная реформа 1862 г была отложена, потому что для размена бумажных денег у государства не хватило золотых и серебряных запасов.
Сама финансовая система, созданная В.А. Татариновым, вплоть до Октябрьской революции не претерпела каких-либо существенных изменений.
Государственная система финансов в стране стала более прозрачной и эффективной. Денежные средства строго учитывались и не тратились на ненужные вещи, чиновники несли ответственность за каждый потраченный рубль.
Государство, благодаря новой системе, смогло преодолеть кризис и смягчить негативные последствия крестьянской реформы.