Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Европеизация России в 18 веке: цели и методы преобразований Петра I

Все предметы / История России / Европеизация России в 18 веке: цели и методы преобразований Петра I
Содержание статьи
Определение 1

Модернизация – это переход от традиционного, аграрного общества к индустриальному.

Цели европеизации России

В XVII веке приобщение России к европейской цивилизации проходило медленно, значительными были политические, экономические, культурные различия между Россией и европейскими странами. Корпоративная структура и религиозная регламентация жизни замедляли развитие Московского государства, отдельно взятые европейские нововведения осуществлялись в хозяйственной и военной областях, но не проникли в сферу государственного управления.

Во второй половине XVII века перед Московским государством встал ряд внешних и внутренних проблем. Главной проблемой была военная слабость, приведшая к тяжелейшим последствиям в Смутное время. В Европе в конце XVII века был распространен взгляд, что Московия в скором времени станет колонией Швеции. В Вестфальском договоре 1648 года Московский князь занял предпоследнее место перед Трансильванским князем. Для России предостережением стал пример Османской Турции, в XVI веке находившейся на пике могущества, а в XVIII веке ставшей объектом колониальной экспансии. Чтобы сохранить независимость и занять среди европейских держав достойное место, Московское государство нуждалось в модернизации.

Модернизация, как комплексный процесс обновления затрагивает все стороны жизни – политическую, социальную, экономическую и культурную сферы. Сначала через модернизацию прошла средневековая Европа, заложившая основу современной западной цивилизации. В основе модернизации лежал синтез античных традиций и западных христианских традиций, а сущность определили взаимосвязанные процессы: утверждение либерально-демократических идей в общественном сознании и промышленный переворот. К атрибутам «классической», европейской модернизации относятся:

  • в социальной сфере - индивидуализация общества, четкая специализация людей, государственных и общественных структур, повышение ценности образования, деловых качеств, квалификации и трудолюбия;
  • в экономической сфере – распространение частной собственности, конкуренции и рыночных отношений; переход к индустриальному производству;
  • в политической сфере – законодательное закрепление гражданских и политических прав человека переход к светскому государству, представительное правление, разделение властей, включение населения в политический процесс;
  • в сфере культуры – распространение религиозной терпимости, грамотности, рационализация и секуляризация сознания.

Готовые работы на аналогичную тему

Европейский тип модернизации считается «органическим», так как он осуществляется с опорой на собственные ресурсы и культурную базу, а внешние факторы не сыграли существенной роли. Другой вариант «неорганической» модернизации принято называть защитной или вторичной. Он связан с вызовом со стороны государств, модернизация в которых имела органический характер. Догоняющая модель внутренне противоречива, приносит успех за счет социального напряжения и только на непродолжительный срок. Разные страны в зависимости от исторической эпохи, в которую проходила модернизация, получали разные результаты. Результаты модернизации могли оказаться частичными, ограниченными и не затрагивать всех сфер общественной жизни.

Чтобы преодолеть отставание от передовых стран в военно-технической и социально-экономической областях, на рубеже XVII – XVIII веков Россия приступила к модернизации. Создание государства европейского типа начал Петр I. Иногда петровские реформы называют «азиатским» вариантом модернизации, поскольку в результате организационно-технологические элементы индустриального производства, частично-рыночные отношения внедрялись в социально-политическую систему «восточного типа». Системный кризис, предшествовавший петровским реформам, сделал модернизацию для России жизненно необходимой, и также обеспечил ее осуществление, так как в условиях кризиса оказать серьезное сопротивление реформатору не был в состоянии ни один социальный слой.

Отличительные черты петровских преобразований

Следует отметить отличительные черты петровской модернизации:

  • выборочное заимствование технологических и военных европейских достижений в обмен на экспорт сырья;
  • рост эксплуатации населения;
  • растущая бюрократизация и централизация управления.

Стремление к преодолению внешнеполитической изоляции и экономической отсталости вынуждало Петра к проведению реформ, для которых социально-экономические предпосылки еще не сформировались. Личный европейский опыт дворянской элиты и привлечение западноевропейских специалистов способствовали распространению инноваций. В эту эпоху было положено начало сближению дома Романовых с правящими династиями Европы. Практически Петром были изменены все институты и сферы российской жизни: армия, система управления, социальный статус и повседневная жизнь привилегированного сословия. Были секуляризованы государственное управление и образование. Россия в военном и технологическом отношении совершила резкий рывок. Дипломатия обеспечила включение страны в европейскую систему, установление с западными странами более тесных связей.

Однако современная историческая наука имеет и негативный взгляд на петровские реформы. Ряд исследователей придерживается мнения, что поскольку в результате преобразований не произошло социально-политических перемен, и не изменилась социальная структура, их нельзя считать модернизацией. Были законсервированы самодержавная форма правления, сословный строй и крепостное право. Заимствование Петром институтов, культурных образцов и техник управления можно назвать европеизацией, однако это была особая «европеизация» - не быть Европой, но «казаться». Монтескье дал петровским преобразованиям следующую оценку: «Царь Петр в управляемом государстве ввел больше перемен, чем это завоеватели делают в покоренных странах». Именно благодаря проведенному Петром основательному обновлению, выдержал испытания и укрепился традиционный строй.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис