Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эволюция форм легитимности власти русских князей

Сущность понятия «легитимность власти»

В общем смысле «легитимность» означает «законность». Таким образом, легитимность власти – концептуальное обоснование прав конкретного человека или группы лиц на управление страной в конкретный момент времени.

Если власть нелегитимна, то правителю придется обеспечивать подчинение людей силой, но бесконечно это делать невозможно.

В большинстве европейских стран власть передавалась по наследству. Принцип наследования предполагал, что управлять страной может человек, который внес большой вклад в развитие государства.

Так, власть Рюриковичей была легитимна до тех пор, пока они исполняли свои обязанности. Например, киевского князя Изяслава Ярославича жители выгнали из города, потому что он не справился с нашествием половцев. Та же участь постигла князя Давыда Всеславича в 1127 году.

В 1212 году князя Владимира Мстиславича изгнали из Пскова, потому что он поддерживал тесные связи с ливонцами. Новгородские князья в XII-XIII веке часто становились изгоями.

Наследование

В домонгольский период в поведении русских князей наблюдалось две тенденции. Одни князья принимали отведенную им роль в государстве и большую часть сил тратили на экстенсивное расширение своих владений, так как владение большой территорией гарантировало высокий доход. Другие князья считали, что нужно изменить роль князя в государстве и пытались добиться не только расширения земель, но и расширения прав и привилегий. Эти князья сыграли заметную роль в социально-политическом развитии Руси.

Так, князь Владимир Святославич, чтобы решить проблему легитимности власти, планировал вступить в брак с византийской принцессой Анной. Однако получил отказ, так как был язычником. Тогда Владимир решил принять христианство. Родство с византийскими императорами и крещение Руси были направлены на укрепление династической легитимности киевских князей. Но данная идея потерпела крах. Дети, рожденные в браке с Анной, были убиты, а легитимность императорского рода была утрачена вместе с ними.

«Эволюция форм легитимности власти русских князей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Позже потомки Владимира не раз пытались восстановить династические связи.

Не все князья желали смириться с ограниченностью и неустойчивостью своей власти. Так, Ярослав Мудрый и Ярославичи делали все, чтобы искоренить обычаи кровной мести и судебного поединка, пытаясь взять судебные функции в свои руки.

Также на Руси был создан институт «посадников» – представителей князя, призванных заменить местное племенное самоуправление. Но это не помогло изменить такой порядок легитимации власти как наследование.

Замечание 1

Стоит отметить, что на Руси было два принципа наследования: «от отца к сыну» и «лествичный» принцип (когда власть переходила старшему в роду).

Приглашение

Кроме того, на Руси был распространен такой принцип легитимации власти как приглашение, когда князь выбирался на общем собрании горожан и дружинников из определенного числа кандидатов. Но другие князья тоже могли претендовать на власть, что часто приводило к столкновениям между князьями.

Но такой порядок получения власти не способствовал повышению авторитета князя и даже мог привести к его изгнанию.

Получение «ярлыка»

После монголо-татарского нашествия на Руси почти на 240 лет установилось иго. Князья должны были получать от ханов «ярлык», который давал им право на княжение. Так на Руси появилась «феодальная лестница» - иерархия титулов знати.

На вершине данной иерархии находилась монгольский хан, ниже шли великие князья, а затем удельные, которым подчинялись бояре и рядовые дружинники. Многие князья не пытались выступать против завоевателей, боясь потерпеть поражение и контроль над населением, которые удавалось поддерживать, апеллируя к авторитету и силе Золотой Орды.

После того, как в XIV Русь свергла монголо-татарское иго, вопрос легитимности власти снова встал в полный рост.

Между князьями начались споры по поводу старшинства, что привело к феодальной войне, в которой приняли участие потомки Дмитрий Донского. В то время для Рюриковичей (особенно для московских князей) наибольшую опасность представляли правители Великого княжества Литовского – Гедиминовичи, которые имели притязания на русские княжества. Поэтому вопрос об усилении легитимности династии в глазах населения снова стал актуальным.

В XV – XVI веках этот процесс шел по ранее намеченным направлениям – династическому и сакральному. В XVI веке на Руси возникает большое количество произведений («Сказание о князьях Владимирских», «Государев родословец» 1555 года), авторы которых пытались усилить легитимность власти путем «удревнения» истории нахождения рода.

Эти произведения, хоть и были фантастическими, плотно укоренились в сознании населения и правителей.

Сакрализация власти

Еще одним важным направлением деятельности Рюриковичей, а потом и Романовых, была сакрализация собственной власти, которая должна стать одним из факторов легитимности.

Так, некоторых князей из рода Рюриковичей причисляли к лику святых, например, Бориса и Глеба, Ярослава Мудрого. Также был канонизирован князь Александр Невский.

Соответственно, потомки Александра Ярославича вполне могли рассчитывать на часть его авторитета, как в светской, так и в духовной сфере.

Значительное влияние на укоренение идеи божественного происхождения власти Рюриковичей оказала Православная церковь. Уже в конце XVI века преподобный

Иосиф Волоцкий отстаивал идею неограниченности великокняжеской власти, которая подобна власти Господа.

Согласно законам Византийской империи любая страна и народ, которые приняли от нее веру, становились подданными византийского императора.

Но в XV веке в письме московского князя Василия II константинопольскому патриарху Митрофану II автор заявлял, что после принятия христианства русские князья становились равноправными.

Таким образом, признание божественного происхождения власти московским князей должно было исходить не только от русской, но и от византийской церкви.

Этого удалось добиться к середине XVI века. Тогда восточные патриархи признали право Ивана IV Грозного право называться царем. В дальнейшем подтверждение легитимности духовенством легло в основу самодержавия.

Выборная монархия

Вопрос легитимности власти остро встал после смерти сына Ивана Грозного - Федора, который не оставил наследника. На Земском Соборе, который проходил в 1598 году новым царем избрали Бориса Годунова. Таким образом, новый правитель получил власть не от Бога. Кроме того, он не был родственником московских царей.

Тогда послу Годунова объясняли его легитимность на престоле тем, что сестра Годунова была женой последнего законного царя – Федора Иоанновича

Также распространялась идея о том, что Годуновы вели свой род от татарского мурзы Чета, то есть были родственниками Чингисхана. И то, и другое должно было укрепить позиции Годунова.

Но судьба избранного царя все же сложилась неудачно.

Лишь союз новой династии Романовых с церковью, обусловленный возращением из польского плена патриарха Филарета, позволил самодержавию одержать верх над зарождавшейся выборной монархией.

Дата последнего обновления статьи: 08.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot