Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Экономическая реформа 1965 года в СССР

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Экономическая реформа 1965 года в СССР
Экономическая реформа 1965 года в СССР
Определение 1

Экономическая реформа 1965 года — это реформа экономической политики, проводимая в 1966—1970 годах, продолжившая начатую ранее Н.С. Хрущёвым политику децентрализации управления предприятиями путём введения показателя прибыльности и прибыли, увеличения свободы, смягчение плановых показателей, а также стимулирование труда работников.

Предыстория реформы

Проведение реформы связывают с усложнением экономических связей, снижавших эффективность планирования и со стремлением в полной мере использовать все факторы экономического роста. Последнее достижимо через повышение производительности труда, а также эффективного использования ресурсов. Было признано, что система планирования не заинтересовывает достаточно предприятия в принятии плановых заданий, в внедрении технических новшеств.

Основные идеи реформы впервые были обнародованы в статье «План, прибыль, премия» профессора Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана в газете «Правда». Поддержку его предложениям высказали экономисты С.Г. Струмилин и В.С. Немчинов, эксперты Госплана, руководители предприятий.

Статья начала общесоюзную дискуссию в прессе и ряд экономических экспериментов, которые подтвердили эффективность предложенных мероприятий.

В качестве альтернативы рассматривались идеи академика В. М. Глушкова, развивавшего программу тотальной информатизации процессов экономики с применением системы ОГАС.

Главным аргументом стало то, что Либерман затраты на проведение реформы оценил в стоимость бумаги для печати соответствующих указов, а первые результаты обещал через месяцы. Косыгин выбрал реформу Либермана.

Реформа: основные направления

Реализуемая реформа представлялась как разрыв с «субъективизмом» и «прожектёрством» советской экономической политикой конца 1950-х — начала 1960-х годов, практикой волевых и административных решений. Реформа осуществлялась под руководством Председателя Совмина СССР А. Н. Косыгина.

Реформа собой представляла комплекс пяти групп мероприятий.

Ликвидировались советы народного хозяйства, бывшие органами территориального хозяйственного управления, основной хозяйственной единицей становились предприятия. Была восстановлена система отраслевого управления промышленностью.

Сократилось с 30 до 9 количество плановых показателей. Оставались следующие показатели:

  • общий объём продукции в действующих ценах;
  • важнейшая продукция в натуральном измерении;
  • общий фонд заработной платы;
  • общая сумма прибыли и рентабельности;
  • платежи в бюджет и ассигнования из бюджета;
  • общий объём капитальных вложений;
  • задания по внедрению новой техники;
  • объём поставок сырья, оборудования и материалов.

Расширялась самостоятельность предприятий. Предприятия были обязаны сами определять номенклатуру и ассортимент продукции, за свои средства осуществлять инвестиции, устанавливать долговременные связи с поставщиками, определять численность работников, размеры их поощрения. За невыполнение обязательств предприятия подвергались санкциям, усиливалось значение арбитража.

Ключевое значение получили интегральные показатели прибыли и рентабельности. Предприятия за счёт прибыли получили возможность формировать фонды материального поощрения, развития производства, жилищного строительства, социально-культурного назначения. Предприятия могли использовать фонды по собственному усмотрению.

Оптовая цена была должна обеспечивать предприятию рентабельность производства. Были введены не подлежащие пересмотру нормативы длительного действия.

Закупочные цены в сельском хозяйстве были повышены в 1,5—2 раза, была введена льготная оплата сверхпланового урожая и снижены цены на технику и запчасти, крестьянам уменьшались ставки подоходного налога.

Реализация реформы

Мероприятия реформы вводились в действие на протяжении 1966—1970 годов. Осенью 1967 года по новой системе уже начали работать 5,5 тысяч предприятий, весной 1969 года — 32 тысячи предприятий.

В течении пятилетки были зафиксированы рекордные темпы роста экономики. В 1966—1979 годах среднегодовые темпы роста ВНД в СССР составили 6,1 %. Осуществлялся ряд крупных проектов (Единая энергосистема, автоматизированные системы управления предприятий, гражданское автомобилестроение). За счёт средств предприятий финансировались высокие темпы роста жилищного строительства и развития социальной сферы. На 50 % вырос объём промышленного производства. Было возведено почти 1900 крупных предприятий, включая тольяттинский Волжский автозавод.

Замечание 1

Восьмая пятилетка была названа «золотой».

Реформа имела эффект разового привлечения резервов: повысилась скорость обращения «товар — деньги», была уменьшена «штурмовщина» и увеличена ритмичность поставок, улучшалось использование фондов.

Развитие реформы

В 1970-е годы было принято решение, призванное скорректировать негативные стороны реформированной системы хозяйства:

  • тенденция к росту цен;
  • стремление использовать затратные схемы, обеспечивающие высокие показатели «валовой выручки, поскольку они присутствовали в государственном плане.

Постановление Совета Министров «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства» от 21 июня 1971 года восстановило на пятилетний план 1971—1975 годов директивные задания по увеличению производительности труда, по объёму новой продукции.

В 1970-е годы многоступенчатую систему управления промышленностью заменила двух- и трёхзвенная (министерство — объединение (хозрасчетный комбинат) — предприятие). Соответственно перераспределялись функции управления и планирования.

Образованные комбинаты и объединения действовали на основе хозрасчёта, осуществляли инвестиционную деятельность, кооперировали связи предприятий. Министерству отводилась роль проводника научно-технической политики. Сокращалось число показателей отчётности и форм документации. Реорганизацию сопровождало значительное высвобождение управленческого персонала.

Отмечались и негативные тенденции: быстрый износ средств без обновления, интерес к «сиюминутной» выгоде без заинтересованности в стратегических целях, рост криминализации отношений внутри предприятий и между ними.

Итоги реформы

В историографии преобладает точка зрения о неудаче реформы или ее сворачивании.

В разгар косыгинских реформ в 1967 году на закупку зерна было потрачено 50,2 тонны золота, а в 1972 году — 458,2 тонны.

На итоги реформы, в том числе на феномен «замедления темпов роста», повлиял ряд факторов:

  • исчерпание экстенсивных факторов роста из-за исчерпания резервов рабочей силы и снижения отдачи от увеличения занятости;
  • необходимость дотирования неэффективных предприятий и экономик отдельных территорий, вызванная стремлением руководства избегать непопулярных решений;
  • социальные программы 1970-х;
  • программы развития Дальнего Востока и Сибири, не давшие в краткосрочном периоде ожидаемой прибыли;
  • затратная программа развития вооружённых сил;
  • кредиты странам третьего мира.

В ходе реформы была предпринята попытка перейти к интенсивному росту экономики, понятие экономической эффективности создало условия для децентрализации хозяйственной жизни.

Замечание 2

Наработки этой реформы были использованы при подготовке экономической реформы 1987—1988 годов.