Особенные сложности вопроса
Проблема происхождения «Руси» сложнее варяжской. Причина в том, что этот этноним встречался во многих районах Европы, а источники понимали под ним разные этносы. В этой связи антинорманисты и норманисты одинаково ошиблись, потому что информацию о разных «Руссиях» пытались свести к одной «Руси».
К примеру, восточные авторы указывают, что существовали три вида руси – Арсания, Славия и Куяба, то есть речь идет о разных народах, а не разных центрах одного народа.
Слабое место антинорманнской теории заключалось в изначальном причислении «руси» к славянам вне зависимости от географических рамок.
«Русь» – это изначально неславянские племена, подвергшиеся ассимиляции славянами. В «Повести временных лет» есть два варианта происхождения Руси. Летописец из Киева конца $X$ века понимал под русью полян. Поляне же, как и все славяне, вышли из римской провинции Норик, которая по территории совпадала с областью Ругиланда – одной из Руссий, известной с $V$ в. и славяноязычной во время описания ее летописцем.
Археологические данные на данный момент показывают, что на Средний Днепр с территории Дуная прошло две волны переселения: в $VI$ веке культура пальчатых фибул, в середине X века спасались от венгров. Возможно, что обе волны состояли из родственных племен.
«Повесть временных лет» и две руси
Летописец противопоставил русь-полян древлянам, с которыми шло соперничество в его эпоху. Действительно, обычаи полян сильно отличаются от других славян, что, в общем доказывает их изначальную неславянскую природу. Свадебный обряд, к примеру, у полян предполагал выкуп за невесту и запрет многоженства, а славяне практиковали кражу невесты, пусть и по предварительному сговору, а также широко распространено было многоженство. Также, для славян повсеместно характерно трупосожжение. Поляне же использовали трупоположение.
Рисунок 1.
Обычаи полян находят аналогии в варварски «правдах» раннего Средневековья.
Поляне усвоили славянский язык, но долго сохраняли свою форму организации большой семьи и кровнородственной общины.
Летописец начало династии ведет от Кия, споря против Олега и Игоря, а вот Рюрик вообще не упоминается в середине X века.
Имя Рюрик появилось в именослове князей в Новгороде только во второй половине $XI$ века, так звали внука новгородского князя Владимира Ярославича.
Упоминание Норика в летописи ведет к Ругиланду и этносу ругов. Руги встречаются с $I$ в. н.э. у Тацита, жили они на юго-западном побережье Балтики и острова Рюген. К $VII-IX$ вв. руги были славянизированы, в источниках Западной Европы их называли «раны», «рутены», возможно и «русы».
С $IV$ в. руги упоминаются на Среднем Дунае как пришельцы с юга Балтийского моря. В позднейших источниках «русские» упоминаются уже с $IV$ в. Например, византиец Никифор Григора в $XIV$ веке писал о «русском князе» при дворе императора Константина. Здесь имеются именно подунайские руги.
В $V$ в. руги подунавья создали Ругиланд, государство в провинции Рима Норик. Территориально Норик примыкал с севера к Иллирии. Ругиланд в позднейших источниках часто именовался «Русью», «Рутенией», «Русской маркой». Руги активно соперничали с готами в $IV-VI$ вв. Как и большинство варваров, руги приняли арианство.
Таким образом, древнейший киевский летописей знал Приднепровскую Русь и только, вел он ее с Дуная.
Позднее в «Повесть временных лет» была введена еще одна Русь – Балтийская. Появилась она как часть варяжских племен, при этом летописец выделяет ее в отдельное племя. На балтийском побережье в $VIII-IV$ вв. было несколько Руссий разного происхождения. Рутены вероятно относились к кельтам, в середине $IX$ века они уже были ассимилированы славянами и назывались иногда «русью».
Другие источники о «руси»
Восточные авторы выделяют третью Русь, которая, как доказано, связана с Балтийской. Эта проблема на сегодняшний день одна из важнейших в вопросе происхождения Руси и образования государства.
Легенда о происхождении Рюрика с Неманской Руси была направлена на протест легенде о происхождении Гедимина от племянника Августа Палемона. Реальных Рюриковичей среди русских князей на самом деле не было, Игорь и вовсе был иного рода Руси.
Папские документы $XII-XIII$ вв. «Руссией» называли Ливонию. Саксон Грамматик так обозначал территорию балтийского побережья Эстонии. А имя «Игорь» связано с территориями летописной «Ижоры». «Русь» восточного побережья Балтики упоминается также у Адама Бременского, с любопытным пояснением, что речь идет о «Руссии-тюрк». Иосиппон в X веке так называл алан, которые большинство восточных источников соотносило с русами. Таким образом, третий вид Руси – аланский.
Первоначально норманны в территориальном смысле были связаны этнически с аланами, которые были иранцами. Германского же элемента у норманнов нет.
Есть известия о «Росском каганате», это как раз и относится к русам-аланам и салтовской культуре Дона и Северского Донца. В $30$-е гг. $IX$ века Росский каганат разорили венгры и хазары, и его население ушло в Прибалтику.
Упоминается в источниках еще Норманнский каганат под $871$ годом. Это одно и то же с «Островом русов» восточных авторов, то есть государственное образование $IX$ века русов-аланов на территории острова Сааремаа в Балтике после ухода с территории Росского каганата с Дона.
Эти русы упоминаются до $XIV$ века, тогда они возглавили последнюю борьбу против Ливонского ордена.
Значит «Руссия-тюрк» Адама Бременского – это Аланская Русь.
Стоит учитывать, что тот же Адам Бременский упоминает еще несколько других «Руссий» – Черную и Белую. Черная территориально относится к верховьям Немана, а Белая – к Западной Двине.
Три «руси»
Итак, русы были неславянскими, но славянизированными племенами разного происхождения. Разные с этнической точки зрения русы участвовали в формировании государства у славян как властная верхушка.
В раннем Средневековье сохранилось три разных народа, называвшихся «русь». К первым относились руги, этнически относящиеся к иллирийцам. Второй народ – рутены, вполне возможно, кельты. И, наконец, третьим народом были русы-тюрки, аланы Росского каганата степей Подонья.
Руги, жившие в Европе, после нашествия готов рассеялись. Часть и них осталась на побережье Балтики и острове Рюген, большая часть ушла на границу Римской империи, где им разрешили поселиться по Дунаю в провинции Норик. В $V$ веке они основали уже свое государство, Ругиланд, которое просуществовало совсем недолго и пало в первой половине $VI$ в. После этого часть ругов отправилась на Восток, где слилась со славянами и стала называться «русами». Это были «поляне-русь». Именно они стали основой Приднепровской Руси.
Руги острова Рюген смешались со славянами и варягами в $VII-VIII$ вв. и стали называться русами, ранами. Под давлением франков в начале $IX$ в. русы с варягами двинули на восток по Балтийскому побережью. К ним присоединились кельты-рутены. Ко второй половине $IX$ века они достигли Ильменя и стали разновидностью Балтийской Руси.
Третьи русы, аланы иранского происхождения, образовали на территории Поднепровья и Подонья довольно мощное государственное объединие – Русский каганат, которое включало полян и славянские племена северян, радимичей. В начале IX века Русский каганат пал под натиском венгров. Часть русов-алан ушла в Прибалтику на остров Сааремаа и стала известна по источникам как «Руссия-тюрк», Аланская Русь. Они стали составляющей Балтийской Руси. Из этой Руси происходили Вещий Олег и Игорь Старый, княжеская династия русов-алан утвердилась у славян после смерти Рюрика и его братьев.
Таким образом, в конце $IX$ века сформировался русский народ, который включил в себя совершенно разных этнически русов.