Причины раскола Церкви
Русская православная церковь в XVII веке подверглась реформированию, результатом этого стал раскол русского народа.
Реформы, проводимые патриархом Никоном, были направлены на изменение древних церковных традиций.
Причинами преобразований русской православной церкви были:
- стремление Патриарха Никона к власти;
- назревшая необходимость централизации государства;
- политическая раздробленность государства вызывала необходимость объединения всех церквей.
Перемены, которые ожидают русскую православную церковь, патриарх обосновывал тем, что между русской и греческой православными церквями есть различия и считал русскую церковь не полностью канонической.
Суть предстоящих изменений сводилась к следующему:
- вводилось крестное знамение тремя перстами;
- вместо земных поклонов вводились поясные;
- иконы должны были быть только греческого образца;
- запрещение шатровых церквей;
- в имени Христа вводилось две буквы «и».
Богослужебные книги подлежали исправлению по греческому образцу. Разговоры о том, что церковную жизнь необходимо реформировать, начались ещё в 1640-е годы.
Рисунок 1. Реформы патриарха Никона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В столице был создан «кружок ревнителей благочестия». Участниками кружка являлись представители духовенства, выступавшие за унификацию церковных текстов и правил богослужения.
Неясным оставался вопрос образца, по которому должны были вносить изменения. В качестве образцов одни предлагали древнерусские церковные книги, а другие предлагали греческие. В конечном итоге было решено привести церковные книги и обряды в соответствие с византийскими канонами. Этот выбор объяснялся тем, что Российское государство стремилось упрочить среди православных стран свое международное положение.
Для подтверждения статуса «Третьего Рима» русскому царю было необходимо иметь поддержку греческой церкви, для чего и было необходимо привести богослужение в соответствие с греческими правилами.
Территория польской Украины в 1654 г присоединилась по решению Переяславской Рады к Российскому государству, а православная литургия в новых землях проводилась по греческим канонам. Унификация богослужебных правил помогла бы процессу объединения Малороссии с Россией.
После Смутного времени необходимо было поддержать национальное единство, тем более что в стране время от времени вспыхивали народные волнения.
Предложение патриарха Никона было одобрено собором в 1654 г., и после чего он приступил к делу.
События развивались стремительно, Никон требовал немедленно принять новые обычаи и отказаться от старых. Народ же был не готов к таким резким переменам, поэтому отказался.
Следующий церковный собор состоялся в 1667-1668 гг. – царь Алексей Михайлович поддержал церковную реформу, результатом собора стало два решения:
- принять реформы Никона;
- лишить Никона сана из-за стремления к власти и конфликта с царем.
Несогласные предавались анафеме, отлучались от церкви, подвергались репрессиям – в стране началась настоящая идеологическая война. Главным и самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.
Лидеры и идеология раскола
Церковный раскол связан с именем крупнейшего представителя старообрядцев Аввакума Петрова. Протопоп Аввакум был первым противником реформы Никона, за что его сослали в 1653 г в сибирскую ссылку, где он стойко перенес все тяготы и остался преданным «старой вере».
Через 11 лет сибирской ссылки он возвращается в Москву, но вскоре вновь ссылается на Север. Сам Аввакум и его сподвижники на церковном соборе 1666 г были расстрижены, преданы анафеме и сосланы в Пустозерск. Это место стало идейным центром старообрядчества, отсюда по всей России рассылались послания пустозерских старцев.
По решению церковного собора, в 1682 г Аввакум и его соузники были приговорены к заточению в земляной тюрьме, а потом заживо сожжены.
Рисунок 2. Протопоп Аввакум. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
О своих взглядах Аввакум говорил в написанных им книгах «Книга бесед», «Книга толкований и нравоучений», «Книга обличений».
Кроме Аввакума к ярким раскольникам во II половине XVII века относились С. Потемкин, И. Неронов, Лазарь, Епифаний, Н. Пустоясвят и др. Среди раскольников особое место занимали женщины, например, известная всем боярыня Ф. Морозова, сделавшая свой московский дом оплотом старообрядчества. В конечном итоге её в 1671 г заключили в земляную тюрьму, где она и умерла через 4 года.
Крупнейшим протестом против никоновских реформ было Соловецкое восстание 1668-1676 гг. На протяжении 8 лет монахи Соловецкого монастыря сражались с царскими войсками.
В основе идеологии старообрядцев лежало учение о «Третьем Риме» и «Повесть о Белом Клобуке». Собор 1666-1667 гг. осудил эти источники.
Никоновская реформа уничтожила истинное православие – Москва, т. е. Третий Рим, оказалась на грани гибели, прихода Антихриста и конца света.
Для раннего старообрядчества важное место занимали апокалиптические настроения, поднимался вопрос о дате конца света, появлялись толкования о приходе Антихриста. Одни толкователи считали, что Никон и есть Антихрист, другие говорили, что он только его предтеча, а третьи считали, что в мире уже существует «мысленный» Антихрист.
Что касается конца света, то рассуждения были такие – священная история окончилась, потому что Третий Рим пал, а четвертому не бывать, Бог оставил мир и старообрядцам необходимо уходить из мира и бежать в «пустыню». Местами их ухода стали район Керженца в Нижегородском крае, Пошехонье, Поморье, Стародубье, Приуралье и Зауралье, Дон.
Важным для староверов была незыблемость содержания и формы обрядов. Реформы Никона, по их мнению, разрушили канон и саму веру. Они не признавали священства русской церкви, лишившейся благодати. Однако они не ставили под сомнение божественность царской власти и рассчитывали, что царь образумится.
Староверы были противниками светского образования и культуры, отстаивали традиционную систему культурных ценностей. Аввакум, в частности, отрицал науки, очень негативно отзывался о новых направлениях в живописи.
Сохранение традиций в духе старообрядчества, таким образом, было чревато духовным консерватизмом и застоем в культурном прогрессе.
Последствия и значение раскола
В результате проведенных реформ общество разделилось, сторонников Никона называли никонианами, а противников – раскольниками или старообрядцами.
Рисунок 3. Итоги реформы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Старообрядцы делали всё для сохранения традиций, но государство их преследовало, тем не менее, они не сдавались, проявляя духовную стойкость.
Царевна Софья, вступившая на престол после смерти царя Алексея, сделала преследования старообрядцев более жестокими.
В результате раскола влияние православной церкви на народ было ослаблено, подорвана внутренняя сила страны.
Для России церковный раскол стал национальной трагедией, в результате которой русский народ разделился – одни в православной церкви совершали богослужения по новым правилам, другие придерживались дореформенных церковных обрядов.
В конечном итоге прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в стране возникла вражда на религиозной почве и стала проявляться социальная разобщенность населения.
В результате церковной реформы власть царя становится выше церковной власти, что стало началом перехода церковных дел в государственное ведомство.
Упразднение института патриаршества произошло при Петре I, что стало окончательным завершением процесса.
Что касается международной арены, то положение России укрепилось, окрепли её связи с православными странами мира.
Что касается движения старообрядцев, то они внесли свой вклад в развитие русского искусства, создали свои духовные центры, иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.
Причина церковного раскола, по мнению большинства ученых, заключается не в споре о поправках к богослужению, а в вопросе решать, каким образом народу верить во Христа и имеет ли право народ сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные в прошлом.