Раскол Русской церкви — это одно из последствий реформы патриарха Никона, направленной на внесение изменений в богослужебные книги и некоторые церковные обряды в целях их унификации с греческими.
22 февраля 1653 года патриарх Никон начал судьбоносное для русского православия преобразование церковной жизни. Его реформа опиралась на новогреческие каноны и привела Русскую православную церковь к расколу.
Причины и содержание реформ
В Москве в конце 1640-х годов оформился «кружок ревнителей древнего благочестия», в который входили видные деятели своего времени. К ним относились:
- будущий патриарх Никон;
- духовник царя Стефан Вонифатьев;
- будущий лидер стана старообрядцев протопоп Аввакум;
- протопоп Иван Неронов.
Государь поддерживал деятельность кружка, в котором ключевой темой обсуждений стала назревшая проблема исправления в церковных книгах скопившихся при переписке разночтений и ошибок. Однако кружковцы расходились в мнении о том, что следует взять за образец для исправлений. Аввакум и Иван Неронов считали, что им должны стать древнерусские тексты, Никон и Вонифатьев были готовы предпочесть новогреческие уставы.
Победила вторая точка зрения: в 40-е годы XVII века уже началась «книжная справа» – редактирование богослужебных книг. Одним из справщиков стал знаток греческого языка киевский монах Епифаний Славинецкий.
Причина победы сторонников Никона крылась в политике. Самой существенной можно назвать вхождение малороссийских земель в состав Русского государства. Ранее состоявшие в пределах Речи Посполитой, соединенные с Россией территории подчинялись Константинопольскому престолу, и, соответственно, греческим церковным канонам. Для правительства было важно укрепить с новыми землями духовные связи.
Также в XVII веке расширялись русские контакты с греческим Востоком, усиливались грекофильские настроения, которые в том числе разделял и Алексей Михайлович. Это было естественно для государства, считавшего себя духовным наследником Византии. Приведение обрядовой стороны греческой и русской церковной жизни к единству способствовало сплочению Востока и России перед лицом потенциальных врагов (хотя имелся и реальный враг в лице турок). Также взгляд на Россию как хранительницу православия, оформленный в начале XVI века в геополитической концепции «Москва – Третий Рим» и разделяемый Алексеем Михайловичем, подталкивал царя к размышлениям о защите всех страдавших под турецким гнетом христиан, а не только греков. Общность церковных обрядов упрощала подобную задачу.
Преобразование по греческому образцу также способствовало проведению в жизнь идеи «Москва – Новый Иерусалим», которой придерживался Никон. Если концепция о Москве как Третьем Риме главенствующую роль отдавала светской власти, то концепция патриарха имела теократическое звучание. Оставляя на вторых ролях мирскую власть, она пронизана идеей Вселенской церкви во главе с патриархом. Здесь отражались властные амбиции иерарха.
Начало преобразований
Никон в 1652 году вступил на патриаршество. Обладая этим статусом, он расширил масштаб работ по исправлению церковных текстов, а также по введению изменений в русские церковные обряды.
«Книжная справа» охватывала редактирование не только богослужебных книг (в которых изменениям подверглись и содержание, и названия: Потребник стал Требником, Часовник – Часословом, Устав – Октоихом), но и книг Священного Писания. Также был исправлен Символ веры.
В обрядовой составляющей были произведены следующие изменения:
- вместо двуперстного крестного знамения вводилось трехперстное;
- крестные ходы совершались не по солнцу, а против;
- во время богослужений вместо двукратной провозглашалась троекратная «аллилуйя»;
- изменилось количество просфор;
- уменьшилось количество поклонов.
Раскол
Помимо сторонников Никона, представлявших официальный взгляд церкви и государства, активизировались также его противники. Многие верующие (как священнослужители, так и простые люди) рассматривали вводимые изменения, призванные исправить накопившиеся разногласия и ошибки, как посягательства на чистоту веры. Раскол фактически начался с реформ Никона, однако официально его отчет можно вести с 1667 года, когда собор принял решение об отлучении от церкви сторонников старой веры. Социальная база старообрядцев была широка, в нее входили:
- представители духовенства;
- бояре;
- посадские люди;
- крестьянство;
- стрельцы;
- казачество.
Первым идеологом раскола был протопоп Аввакум, подвергавшийся многократным ссылкам. Последней была ссылка в Пустозерск в 1666 году, ставший идейным центром староверов.
Старообрядцы – это совокупность религиозных течений, отвергающих предпринятую в 1650-х годах патриархом церковную реформу.
Аввакум и его сподвижники были казнены в 1686 году, лидерами движения стали другие расколоучители, к которым относились Иван Неронов, Никита Пустосвят, Спиридон Потемкин, боярыня Федосья Морозова. Крупнейшим протестом против церковных реформ стало восстание Соловецкого монастыря (1668-1676 годы), подавленное лишь с применением вооруженной силы.
Идеология старообрядцев, выработанная Аввакумом и остальными лидерами, опиралась на «Повесть о Белом Клобуке», учении о Москве как Третьем Риме и возвещала уничтожение истинного православия. Многие старообрядцы в Никоне видели пришедшего на землю Антихриста, иные считали, что патриарх открыл Антихристу двери, что вело к скорому концу света. Мир был оставлен Богом, чему виной было посягательство как на содержание, так и на форму церковных обрядов. Такие непримиримые с официальной позицией взгляды привели старообрядцев к гонениям со стороны государства и официальной обновленной церкви, к замкнутому существованию.
Старообрядчество, в конце XVII века разделившееся на две ветви – поповство и беспоповство –неоднократно впоследствии делилось на различные толки. Многие из них существуют и в наше время.
Раскол Русской церкви стал драматичной и даже трагической страницей в истории, а сложившиеся линии раздела заметны и в наши дни.