Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Астрахань: многонациональный город

История Астраханского края

Степи Прикаспия начали осваиваться еще в мезолите, поэтому территория Астраханской области начала заселяться в глубокой древности.

Нижнее Поволжье в III-II тыс. до нашей эры, в эпоху бронзы, было тем регионом, где последовательно сменяли друг друга племена ямной, катакомбной, срубной археологической культуры. В Нижнем Поволжье потомки «срубников» – савромато-сарматские племена, обитали с VII в. до нашей эры по IV в. нашей эры.

Из сарматских племен известны сираки, сирматы, роксоланы, аорсы, языги.

В эпоху Великого переселения народов – IV-VI вв. нашей эры, на Волге появились орды гуннов, пришедших из азиатских глубин. Гунны продвигались в Европу через степные просторы Нижнего Поволжья. Вместе с гуннами сюда пришли тюркоязычные племена и постепенно заселили территорию региона.

В VII в. в Предкавказье сложились два союза племен – Великая Булгария и Хазарский каганат. Влияние хазар после завоевания Великой Булгарии в VII-X вв. распространилось на Крым и Северное Причерноморье. К основному хазарскому населению относились хазары и булгары, ираноязычные аланы.

В Итиле проживали арабы, евреи, славяне, тюрки-язычники и др. В городе строили мусульманские мечети, иудейские синагоги, христианские храмы.

В домонгольский период – XI – первая треть XIII вв. на месте прежнего Итиля возник город Саксин, где проживали тюркоязычные огузы, хазары, булгары, аланы, приезжали арабские и славянские купцы.

В период Золотой Орды – XIII-XV вв. основная часть населения была представлена тюркоязычными кипчаками. Монголы-завоеватели быстро растворились в массе своих тюркских подданных, и с XIV в. за ними закрепилось объединяющее название «татары».

В золотоордынских городах проживало многонациональное население, помимо кипчаков и монголов здесь проживали русские, арабы, армяне и др.

Природные условия в дельте Волги были благоприятные – заливные луга для выпаса скота, пригодные для земледелия плодородные почвы привлекали людей, поэтому Золотая Орда была развитым государством с точки зрения экономики. Основной доход обеспечивала торговля по Великому Шелковому пути.

«Астрахань: многонациональный город» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На территории распавшейся Золотой Орды образовалось Астраханское ханство со столицей Хаджи-Тархан – севернее Астрахани на 11-12 км. Дата появления нового государственного образования 1459-1460 гг. Основным населением Астраханского ханства были тюркоязычные татары.

Астраханское ханство в 1556 г. было присоединено к Российскому государству. На левом берегу Волги в 1558 г. была основана новая Астрахань. Основным населением Астраханской крепости были донские казаки и русские стрельцы.

С ростом города к XVII в. его население стало многонациональным. Служилый, торговый и ремесленный люд представляли русские, юртовские и ногайские татары, персы, индийцы, армяне, «бухарцы», «хивинцы», немцы.

Первые русские поселения возникли в низовье региона – это были крестьяне-переселенцы, занимавшиеся в основном рыболовством. Пространства степей заселили полукочевники-юртовцы и кочевники-калмыки. Многонациональное русско-восточное население продолжало формироваться в Астрахани.

Помимо русских и татар значительно увеличилась доля армян.

За период 1990-2000 гг. наблюдался прирост мигрантов из Центральной Азии и Кавказа – даргинцы, лезгины, аварцы, чеченцы, кумыки, азербайджанцы, узбеки, таджики и др.

Национальный состав Астраханской области. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Национальный состав Астраханской области. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сегодня в Астраханском регионе проживает более 140 национальностей и этнических групп. Самыми многочисленными народами являются русские – 67,6 %, казахи – 14,9 %, татары – 6 %.

Астрахань

Город расположен на двух берегах нижнего и среднего течения Волги на Прикаспийской низменности, его исторический центр располагается на левом берегу. Это один из самых многонациональных городов России, что характерно и для всей области.

Астрахань. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Астрахань. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Город делился на исторические районы, расходящиеся от кремля. Астрахань занимала выгодное экономико-географическое положение на перекрестке торговых путей. Находясь на границе нескольких национальных территорий, она всегда была наполнена людьми самых разных религий и культур.

Кроме привычных народов – русских, украинцев, армян, евреев, кроме представителей близлежащих территорий – казахов, персов, татар, кавказцев, здесь существовали и неожиданные диаспоры – индийцев, греков, итальянцев, немцев.

Каждый район города имеет свою историю, например, Белый город, расположенный к югу от кремля, изначально был русским посадом, а сегодня это каменная часть губернского центра.

В XIX в. здесь была намыта коса, которая была необходима для прокладки Варвациева канала. Косу продолжает Эллинг – это район старых верфей у затона.

В районе Больших Исад сложилась Кавказская слобода, а рядом с ней находится итальянский костел XVIII в. «Исадами» в Астрахани называли торговую пристань или баржу, а со временем этим словом стали называть просто «базар».

Русские предместья – Селение, раскинулись от Кутума до вокзала, который был открыт только в 1909 г. Район мусульманских слобод находится за каналом и носит название Махалля. В этом районе селились не только мусульмане, но и армяне и немцы.

Четкие границы между слободами отсутствуют, а архитектура у них почти одинакова.

За рекой в 1881 г. был основан Нобилевский городок – это старый нефтеналивной порт. Через него шла бакинская нефть с Каспия, которую добывали братья Нобели.

Официальным центром Астраханского казачьего войска была Атаманская станица, которая до 1893 г. называлась Городофорпостинская. Казачьи станицы стояли на правом берегу через 20-30 км.

Был здесь и неофициальный центр Калмыцкой степи – Калмыцкий базар. Были на правом берегу реки и другие села, например, татарский Кучурган, а на левом берегу – ногайская Растопуловка.

Квартал Трех Подворий

В самом центре Астрахани находится Квартал Трех Подворий. Поскольку русское купечество вошло в силу в Астрахани стало только через 100 лет после присоединения к России, то почти до XIX в. балом здесь правили три купеческие общины – армяне, персы, индийцы.

Они занимали разные ниши и не конкурировали. Армянское подворье располагалось близко к кремлю, хотя и не являлось самым крупным. Этот очень предприимчивый народ быстро вписался в жизнь города. К началу XIX в. армянское население составляло в Астрахани 15 %.

У армян был собственный судебный орган – Ратхауз. Рядом с их подворьем находилось Армянское училище купца Никогаеса Агабабова. Этот же купец в 1906 г. построил Армянскую богадельню – это красивейшее здание Варвациева канала.

В глубине слободы в 1853-1884 гг. располагалось Армянское епархиальное училище. В Астрахани до революции действовало пять армянских храмов.

Отметились в Астрахани и грузины – в кремлевском Успенском соборе в XVIII в. были похоронены два грузинских царя, бывших в изгнании.

Грузинский купец Мина Дилянчеев в 1797-1802 гг. построил здесь Губернаторский дом.

Из греков свой след в истории города оставил Иван Варваций (Ион Варвакис). Это был богатейший человек, активно спонсировавший борьбу греков с Османской империей. На его деньги в Астрахани были построены Соборная колокольня и Варвациев канал. В годы советской власти канал был переименован и носил название «1 мая».

Персидское подворье располагалось напротив Армянского, и было крупнее его. Персы жили за каналом и соседствовали с немцами и армянами, с одной стороны, и с татарами и ногайцами, с другой. У них была своя мечеть, построенная в 1859 г.

Персидское подворье. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Персидское подворье. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Индийцы были третьим народом «Трех дворов». Их подворье было самое маленькое и стояло от других в стороне. Индийские купцы хорошо известны в Астрахани еще с XVII в. В основном это были выходцы из Пенджаба.

В народе их называли агрыжане. Их индуистский храм, первый их всех когда-либо построенных в России, да и в Европе, назывался кумирня.

Дата последнего обновления статьи: 17.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot