Причины и предпосылки
Антиалкогольная кампания началась через два месяца после прихода М.С. Горбачёва к власти. Она была организована в начале Перестройки, когда потребление алкоголя в стране неуклонно росло.
К концу 1970-х годов потребление алкогольных напитков достигло рекордного уровня в истории СССР и достигло официальной отметки в 10,5 л чистого спирта в год одним взрослым мужчиной, что эквивалентно 100 бутылкам водки на взрослого мужчину.
В мае 1982 года Ю.В. Андропов направил записку Л.И. Брежневу о необходимом «усилении борьбы с пьянством». Была сформирована комиссия во главе с Я.А. Пельше, которая подготовила предложения:
- увеличить производство вин и пива;
- расширить сеть пивных и кафе.
Комиссия видела решение ситуации не в сокращении производства, а в изменении структуры потребления алкогольных напитков.
В результате к 1984 году продажа крепких спиртных напитков прекратила расти и начала сокращаться, а продажа пива и вин увеличивалась.
Инициаторами усиления кампании были члены Политбюро Е. К. Лигачёв и М. С. Соломенцев, которые полагали, что причиной стагнации экономики СССР в том числе является упадок морально-нравственных ценностей и халатное отношение к труду, виной которых был алкоголизм.
Кампания 1985—1987 годов
Принятые 7 мая 1985 года Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Постановление Совета министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» предписывали всем партийным, правоохранительным и административным органам усилить борьбу с алкоголизмом и пьянством. Предусматривалось сокращение производства спиртных напитков, количества мест и времени их продажи.
Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», вышедший 16 мая 1985 года, подкреплял борьбу уголовными и административными наказаниями.
Резко сократилось производство всех видов спиртосодержащих напитков: за 1985-1988 годы почти в два раза.
Масштаб исполнения стал беспрецедентным. Впервые государство пошло на снижение доходов от продаж алкоголя, составлявших значимую статью государственного бюджета (15%-30 %), и резко сократило его производство. С началом борьбы с пьянством было закрыто большое число магазинов, продававших ликёроводочную продукцию. В ряде регионов на этом заканчивался комплекс антиалкогольных мероприятий. Несколько раз повышались цены на водку.
Ограничивалось время продаж спиртного в магазинах: с 14:00 до 19:00. Жёсткие меры были приняты против распития спиртного в скверах и парках, в поездах. Пойманные в пьяном виде граждане имели неприятности на работе. За употребление спиртных напитков на рабочем месте могли уволить с работы и исключить из партии. Запрещались банкеты после защиты диссертаций, пропагандировались безалкогольные свадьбы. В так называемых «зонах трезвости» спиртное не продавалось.
В выполнение задачи втягивались профсоюзы, система здравоохранения и образования, творческие союзы, общественные организации.
Кампанию сопровождала интенсивная пропаганда трезвости. Распространялись статьи о вреде алкоголя и недопустимости его потребления. Цензурой удалялись или изменялись тексты произведений, вырезались алкогольные сцены из постановок и фильмов.
Требования отказа от алкоголя предъявлялись и к членам партии. От них требовалось «добровольное» вступление в Общество трезвости.
Влияние кампании на виноделие и виноградарство
Кампания негативно сказалась на винодельческой отрасли и виноградарстве. Резко сократились ассигнования на закладки виноградников и уход за насаждениями. Пути развития виноградарства определясь утверждёнными на XXVII съезде КПСС «Основными направлениями социального и экономического развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года»:
«Осуществить кардинальную перестройку структуры виноградарства, ориентировав его на производство столовых сортов винограда».
В этот период было вырублено множество виноградников: в России, Молдавии, на Украине и в других республиках.
В Молдавии уничтожили 80 тысяч из 210 тысяч гектаров виноградников. В России площади виноградников сократились с 200 до 168 тысяч га. Среднегодовой сбор винограда упал с 850 тысяч до 430 тысяч тонн.
Большая потеря в том, что уничтожению подверглись уникальные коллекционные сорта. Полностью был уничтожен сорт «эким-кара», компонент знаменитого вина «Чёрный доктор». Жёстким гонениям подверглась селекционная работа.
Осложнились отношения с государствами СЭВ — Болгарией, Венгрией, Румынией, в которых большая часть вина производилась для экспорта. Внешторг отказывался закупать вино, предложив компенсировать другими товарами упущенную выгоду.
Результаты
Официально среднедушевые продажи спиртного за годы кампании снизились в 2,5 раза. Уменьшение продаж алкоголя сопровождалось увеличением продолжительности жизни, ростом рождаемости и сокращением смертности. Увеличилась ожидаемая продолжительность жизни мужчин, достигнув максимального значения за историю России, снизился уровень преступности.
Направление антиалкогольной кампании на «моральное оздоровление» общества, в реальности достигло иных результатов. В сознании масс она воспринималась как абсурдная инициатива, направленная против «народа». Для партийно-хозяйственной элиты и вовлечённых в теневую экономику лиц алкоголь по-прежнему был доступен, а «доставали» его рядовые потребители.
Уменьшение продаж нанесло ущерб бюджетной системе, поскольку ежегодный товарооборот сократился на 16 млрд. рублей. Урон был велик: вместо 60 млрд. рублей дохода пищевая промышленность принесла в 1986 году 38 млрд. и в 1987 – 35 млрд.
Одновременно мощную стимуляцию получила теневая экономика. Выросло самогоноварение.
Массовое недовольство кампанией и экономический кризис вынудили руководство свернуть борьбу с алкоголем.