Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева (1532 —1560) — первая жена царя Ивана Грозного, мать его наследника Фёдора Иоанновича.
Смерть царицы, вероятно, по причине отравления, тяжело отразилась на душевном состоянии Иоанна и стала одним из фактором, обостривших его отношения с боярством.
Семья
Анастасия относилась к роду Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозвавшихся Романовыми. Роман Юрьевич Кошкин-Захарьев-Юрьев при Василии III был окольничим, но из-за ранней смерти ничем не отличился, а дядя состоял опекуном при малолетнем Иване IV.
Благодаря браку род Романовых возвысился, а после пресечения московской линии Рюриковичей в 1598 году, родство с Фёдором Иоанновичем дало Романовым основания претендовать на престол. Избранный царем в 1613 году Михаил Фёдорович Романов — внучатый племянник Анастасии.
Свадьба
После смерти отца Анастасия жила с матерью. Будущая царица славилась красотой. Невысокого роста, она имела правильные черты лица, длинные густые тёмные волосы и тёмные глаза.
После венчания на царство в январе 1547 года Иван решил жениться, и вскоре был устроен смотр невест, на котором Анастасия была выбрана из свезённых со всей Руси претенденток.
Таинство венчания с Иоанном совершил 3 февраля 1547 года митрополит Макарий.
Упоминают, что так сбылось пророчество Геннадия Любимского и Костромского, данное вдове Иулиании: «… быть дочери царицей на Москве».
Женитьба была плохо принята боярами. Князь Лобанов-Ростовский обвинил царя в том, что «государь их всех не жалует, бесчестит великих родов, а приближает молодых людей, и нас теснит; у боярина дочерь взял… рабу свою. И как нам служить своей сестре?».
Жизнь в браке
Со слов летописцев «предобрая Анастасия наставляла Иоанна на всякие добродетели».
Аналогично пишет о ней англичанин Горсей:
«Эта Царица была такой добродетельной, мудрой, благочестивой и влиятельной, что её любили и почитали все подчинённые. Великий князь был вспыльчив, но она им управляла с удивительными умом и кротостью».
Почти не вмешивалась в дела мужа, но от недоброжелателей заслужила сравнения с гонительницей Златоуста императрицей Евдоксией — по аналогии с неприязнью к Сильвестру. Царь в посланиях к Курбскому упрекал бояр в ненависти к супруге, которую сравнивали с Евдоксией.
Как было принято, царица занималась рукоделием, вышивая покровцы, плащаницы, пелены, воздухи для церквей. Некоторые сохранились до наших дней.
Она родила шестерых детей, но большинство умерли во младенчестве.
Дети:
- Анна (1549 —1550);
- Мария (1551 —1552);
- Дмитрий (Старший) (1552 —1553), наследник, младенец погиб случайно;
- Иван (1554 — 1581);
- Евдокия (1556 —1558)
- Фёдор (1557 — 1598), с 1584 года – Российский царь.
Мастерская Анастасии Романовны
Царица активно занималась вышиванием, из её мастерской вышло множество произведений. В музеях сохранились почти два десятка шитых произведений, которые по стилю можно отнести к мастерской Анастасии. Их характеризует роскошь материалов и высокие художественные достоинства, свидетельствующими о таланте мастерицы.
Произведения, вышедшие из царской светлицы, отличала «историчность» — связь с жизнью царской семьи или с государственными событиями. В них отразились моления о наследнике, о победе русского войска в походах на Казань, идея утверждения самодержавия, богоизбранности московского государя и царского покровительства православным. Эти произведения собой знаменуют эпоху в художественной жизни столицы.
К известным работам относятся:
- надгробные покровы митрополита Московского святителя Ионы, преподобного Кирилла Белозерского и столпника Переяславского Никиты;
- плащаница с композицией несения тела Иисуса Христа ко гробу;
- подвесные пелены и хоругви с изображениями Св. Троицы, Богоматери, святых Никиты Воина, Димитрия Солунского;
- завеса царских врат с изображением Господа Иисуса Христа Великого Архиерея с Богоматерью, св. Иоанном Предтечей и с избранными святыми на каймах, отправленная царем афонским старцам в 1555 году.
К работе над произведениями привлекались иконописцы и знаменщики разных направлений: «исконно московские, т. н. макарьевской школы, псковичи, южнославянские мастера, что сыграло роль в формировании общерусской культуры.
Смерть царицы
Здоровье царицы было подорвано болезнями и родами. В 1559 году она заболела. Во время болезни у царя случилось столкновение с советниками, которых он подозревал в неприязни к Захарьиным и которые считали Захарьиных причиной своего падения.
Из-за пожара в Москве в 1560 году царицу увезли в Коломенское, где она скончалась.
Версию об отравлении поддерживает проведённое в 2000 году исследование останков. Специалисты из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы и геохимики провели спектральный анализ сохранившейся косы царицы. В ней обнаружена значительная концентрация мышьяка, ртути, свинца. Такого количества ртути не могло скопиться при ежедневном использовании косметики (для которой в средневековье было типично высокое содержание этого металла).
Анастасия была похоронена в Вознесенском монастыре. На похоронах царь рыдал и «от великого стенания» едва держался на ногах. Оставшуюся жизнь он с сожалением вспоминал Анастасию и сравнивал ее с последующими жёнами.
Последствия смерти
Смерть Анастасии стала причиной психологического кризиса Ивана; подозревая окружающих в её отравлении, он начал первую кампанию против бояр и советников (к 1560 году отношения Ивана с придворными были уже напряжёнными).
Князь Курбский писал в «Истории о великом князе Московском», что в смерти жены царь обвинил бывших советников, А. Ф. Адашева и священника Сильвестра. Прямых доказательств не было, кроме добытых под пыткой показаний тайной католички польки Магдалены, жившей в доме Адашева. Обвиняемые были осуждены на совместном заседании Боярской думы и освященного Собора во главе с митрополитом Макарием.
Со смертью царицы царь стал гневлив и блудлив:
«умершей царице Анастасии начал царь яр быть и прелюбодействен».