Формирование исторических взглядов А. С. Пушкина
Вряд ли возможно назвать исторические воззрения Пушкина стройной законченной системой, поскольку до конца его дней они были в движении, но можно наметить линию их становления.
Для человека, родившегося на рубеже XVIII-XIX веков, определяющим мировоззрение моментом, было отношение к кругу идей, подготовивших Великую французскую революцию. Русская дворянская молодежь начала XIX века ход истории и русскую действительность рассматривала под знаком происходивших на Западе событий.
Исторические взгляды и настроения Пушкина в лицейские и послелицейские годы складываются под воздействием идей и литературы эпохи просвещения.
С детства у поэта развивалась страсть к чтению. Он прочел Плутарха, “Илиаду” и “Одиссею”, потом приступил к библиотеке отца, наполненной французскими классиками и произведениями философов.
Победа в Отечественной войне также сыграла важную роль в сознании А.С. Пушкина.
В лицее многие одноклассники и учителя упоминали, что Пушкин был начитан в сфере художественной литературы, и был знатоком исторических произведений. Пушкин изучал исторические труды отечественных авторов (Феофана Прокоповича, Голикова, Щербатова, Болтина, Татищева, Карамзина) и зарубежных (Тацита, Робертсона, Юма, Вольтера, Шатобриана, Гиббона, Вильмена, Баранта, Лемонте, Тьера, Сисмонди, Тьерри, Минье, Гизо, Нибурга).
Историческое миропонимание не сразу оформилось в самостоятельную систему воззрений, оно развивалось с каждым этапом творчества.
Начало размышлениям Пушкина о историческом процессе было положено лекциями в лицее и трудом Н. М. Карамзина «История государства Российского».
Именно Карамзин «заразил» поэта любовью к отечественной истории, стремлением постигнуть ее глубинные процессы, чтобы понять настоящее и будущее России.
Пушкин выдвигает кредо: «История народа принадлежит поэту». Эта фраза означает, что поэт претендует на исследование и осмысление истории литературно-художественными средствами.
Пушкин создал множество произведений с историческим звучанием:
- «Песнь о вещем Олеге»;
- «Русалка»;
- «Борис Годунов»;
- песни о восстании Степана Разина;
- «Медный всадник», «Полтава», «Арап Петра Великого»;
- «Капитанская дочка»;
- «Евгений Онегина».
Профессиональные исторические труды
«История Пугачевского бунта».
Пушкин заявляет о себе как профессиональный историк. Результатом его поездок, архивных изысканий, расспросов, изучения мемуарной литературы стала “История Пугачевского бунта”, исторический труд вышедший в свет в декабре 1834 года. Первый том содержит текст и примечания А.С. Пушкина; второй состоит из исторических документов (манифесты, мемуары, донесения).
В “Истории Пугачевского бунта” Пушкин отошел от концепции, заявленной екатерининским правительством и принятой всеми официозными историками.
В манифестах Екатерины и судебных актах, связанных с восстанием 1773-1774годов, значение последнего снижено: оно изображалось как “бунт казака Пугачева” и “шайки воров и убийц”. Все историки до Пушкина, не занимаясь изучением событий, ограничивались декламацией о “злодействах” Пугачева, сопровождая его имя эпитетами “обманщик”, “вор”, “зверь”, “самолютейший”. Задача сводилась к громогласному изъявлению “верноподданейших” чувств. Подразумевалось, что сами факты уже освещены в правительственных публикациях.
Пушкин пошел другим путем.
Он создал образ Пугачева, образ живой, величавый, героический, а главное - правдивый, схожий с подлинником. Взамен грубого лубка, искажавшего черты подлинника, обществу был показан реалистический портрет народного вождя, мастерски написанный рукой величайшего художника.
В монографии Пушкин восстановил истинный масштаб событий. «Весь черный народ за Пугачева, одно дворянство открытым образом было на стороне правительства». Этот тезис лег в основу книги, где отмечается “великая обширность” движения. Версия правительства, подменявшая крестьянскую войну понятием местного “бунта”, была решительно отвергнута Пушкиным. Пугачевщина была истолкована, как явление классовой борьбы. Возможность примирения исключалась. Таков итог пушкинского анализа крестьянской войны.
Ко времени написания «Истории Пугачева» Пушкин в историческом мышлении далеко ушел от воззрений “просветителей”, признававших индивидуальные “разум” и “волю” решающими факторами исторического процесса. Пушкин не переоценил роли Пугачева в движении. В глазах Пушкина основной силой восстания был народ.
После выхода “Истории...” Пушкин получил доступ к следственному делу. Обращаясь к Бенкендорфу, он писал:
«В свободное время я мог бы составить краткую выписку, если не для печати, то для полноты моего труда, не совершенного без того и для успокоения исторической совести».
Из этого письма видно, что сам Пушкин зачислял себя в историки.
«Петр 1»
После “Истории Пугачева” последовала грандиозная по замыслу работа над “Историей Петра”.
Незавершенная рукопись была запрещена Николаем I, затем потеряна, а найдена и напечатана лишь в 1938 году.
Однако появление нового текста в собрании сочинений поэта оказалось едва ли замеченным, поскольку труд дошел в черновом состоянии и продолжает оставаться труднодоступным читателю.
Однако найденный труд меняет прежние преставления о размахе исторических замыслов и работ поэта. Исследование показывает, что Пушкин не ограничился конспектированием многотомного свода исторических источников (изданных И. И. Голиковым “Деяний Петра Великого”). Общие контуры “Истории Петра” были ясны; в подготовительном тексте отражена историческая концепция, в свете которой различима обрисовка эпохи и виден образ Петра.
Однако труд остался незавершенным.
Также в бумагах Пушкина сохранились наброски истории Камчатки и истории Украины. Пушкин намеревался написать историю Павла I и историю французской революции.
Оценка деятельности А. С. Пушкина как историка
Одним из мотивов, побудивших Пушкина обратиться к отечественной истории, было то, что Россия была мало известна самим русским.
Но этому способствовало и множество других благоприятных причин: сама история была необычайным художественным произведением, с ярчайшими коллизиями, героями, сменами форм, поражающими противоречиями. Такая история требовала достойных описателей.
Особое внимание поэт обращал на переломные моменты в истории (“Борис Годунов”, “Петр 1”, “История Пугачевского бунта”).
В процессе работы он углублялся в эпоху, исследуя исторические источники и создавая исторические труды.
Пушкина можно назвать профессиональным историком, поскольку наряду с литературными он пользовался и научными методами; не только художественно осмысливая, но и открывая ранее неизвестные факты и пласты материалов.