Начало пути
О великом флорентийском художнике, скульпторе, архитекторе и поэте написано очень много. Чтобы стать столь великим человеком, надо было пройти долгий путь становления.
Родился Микеланджело в небольшом итальянском городке Капрезе 6 марта 1475 г. Буонарроти Симони – отец мальчика, был мэром этого городка, но больших доходов семья не имела.
Рисунок 1. Микеланджело. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Микеланджело был вторым ребенком, и через месяц после его рождения семья переехала в родовое имение во Флоренции.
Франческа – мать мальчика, умерла, когда ребенку было всего 6 лет. Этот удар судьбы полностью поменял его характер. Мике, так звали ребенка в детстве, стал раздражительным, замкнутым и нелюдимым.
Волнуясь за состояние сына, отец отдал его в школу, но тот особого рвения к учебе не проявил. Зато приобрел друзей, благодаря которым полюбил живопись.
С азами живописи Мике знакомится в 1488 г, поступив на обучение к братьям Гирландайо, там же он учится создавать фрески. Через год после обучения, он продолжает изучать скульптуру, посещая сады Медичи.
Микеланджело интересуется строением тела человека и получает от настоятеля церкви Нико Бичелини разрешение изучать человеческие трупы. Он скрупулезно изучает скелеты и мышцы мертвых людей.
С 16-ти лет начинается творческая биография Микеланджело. К этому времени он создал две рельефные скульптуры – «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», доказав и показав всем, что является обладателем необычного дара.
Политическая обстановка в Италии в это время сложная, начинается революция и Флоренция капитулирует. Творческая деятельность в таких условиях невозможна, поэтому Мике уезжает сначала в Рим, а потом в Венецию, чтобы заниматься любимым делом.
Знаковым для него становится 1495 год. В это время он выполняет заказ на изготовление скульптурных композиций для ковчега мощей святого Доминика в Болонье.
В Риме он живет в течение 5 лет и за это время создает многочисленные скульптуры для папского престола. Микеланджело работает не только над скульптурами, значительное время он уделяет созданию фресок, а над росписью потолка Сикстинской капеллы трудится 4 года – композиция включала более 300 фигур тщательно прорисованных.
Всемирная слава гения связана с собором Святого Петра – это его главное архитектурное творение. Идея проекта центрального купола знаменитого сооружения принадлежала Микеланджело, и руководил он архитектурными работами главного храма католиков 18 лет.
Строительство собора закончилось после его смерти в начале XVII века. Что касается живописи, то это творческое наследие Мике уступает многочисленным архитектурным и скульптурным работам.
Сохранилось всего несколько картин великого мастера, но осталось большое количество эскизов, сделанных собственноручно.
Большой вклад внес он и в мировую литературу, оставив после себя более 300 сонетов на любовно-философскую тематику.
Прожил Микеланджело Буонарроти долгую и плодотворную жизнь, закончив земной путь в возрасте 88 лет. Умер он 18 февраля 1564 г.
Римский Папа Пий IV распорядился похоронить мастера в сборе Святого Петра, в роскошной гробнице, специально для него построенной. Однако через 5 месяцев с большими почестями тело было перевезено во Флоренцию.
Захоронили Микеланджело в базилике Санта-Кроче рядом с останками второго великого итальянца Никколо Макиавелли.
Сикстинская капелла Микеланджело
Сикстинская капелла получила свое название по имени Папы Римского Сикста IV. Это была эпоха правления Лоренцо Великолепного Медичи, а Флоренция в этот период достигла своего наивысшего расцвета.
Именно в это время начался конфликт с Папой Сикстом, положивший начало Сикстинской капелле. Она была создана на месте капеллы Великой, которая являлась местом сбора папского двора и знатных семейств Италии.
Работы над новой капеллой велись в течение 8 лет, и с 1492 г она стала местом проведения конклава – важного события, связанного с выбором нового Папы Римского.
Потребность в укреплении строения возникла через 21 год после её освящения. Для этого нужны были талантливые мастера.
Задумывалась она как оборонительное сооружение и в тоже время была как домовая церковь для пап. Росписи капеллы являются её душой, этот духовно-богатый внутренний мир оставили три гиганта эпохи Возрождения – Рафаэль, Боттичелли, Микеланджело.
Необходимо было стены папской церкви расписать фресками, которые бы проводили параллель между историями Моисея и Иисуса Христа – это взаимосвязь Ветхого и Нового завета.
Художники работали в течение года и создали 16 картин. К сожалению 4 картины до нашего времени не дошли.
Недалеко от Сикстинской капеллы в 1504 г проводились строительные раскопки, в результате которых сильно пострадал потолок папской домовой церкви. Необходима была реконструкция, а также потребность обновить и расписать потолок.
На тот момент на потолке были изображены на ночном небе сверкающие звезды. Папа Юлий II решил расписать свод по-новому.
После некоторых неприятностей Микеланджело подписывает с Папой договор в 1508 г и приступает к работе.
Самая масштабная работа находится в центре потолка и включает 9 эпизодов из Книги Бытия, начиная с сотворения мира и заканчивая опьянением Ноя.
На миниатюрах видны «Отделение света от тьмы», «жертвоприношение Ноя», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из рая».
Через четверть века Микеланджело вновь в Сикстинской капелле для создания драматической стеновой фрески с изображением Страшного суда.
К работе мастер приступил в середине 1536 г., а на создание полной картины ушло 4-е года.
Завершенную фреску «Страшный суд» публика увидела в 1541 г. Сохранившиеся записи говорят, что Папа Павел III был настолько поражен изображением «Страшного суда», что упал на колени и стал горячо молиться.
Рисунок 2. «Страшный суд». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Причины для этого были – на посетителей со стены часовни смотрели, парящие в облаках, ангелы небесные. Центральную часть картины занимают Иисус Христос и дева Мария в окружении блаженных, на нижнем ярусе располагаются вестники Апокалипсиса, трубящие о Страшном суде, в ад спускаются грешники, в небо восходят праведники.
Собор Святого Петра
Собор Святого Петра является самым важным католическим собором на Земле и самым большим сооружением Ватикана – это церемониальный центр Римско-католической церкви.
Рисунок 3. Собор Святого Петра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Легенда говорит, что на месте Собора раньше казнили Апостола Петра и, по всей вероятности, это не легенда, а исторический факт, потому что под алтарем собора действительно покоятся останки святого Петра.
Возводили этот шедевр лучшие скульпторы, архитекторы, художники со всей Италии – Микеланджело, Джованни Лоренцо Бернини.
Собор строился не одно столетие, поэтому за работу отвечали разные люди и вносили свои изменения в планировку храма. Внутри собор поражает своими размерами и богатым дизайном – здесь огромное количество статуй, колонн, алтарей, усыпальниц и все они являются результатом труда самых именитых мастеров.
Архитектор Донато Браманте в 1506 г первым начал работу по своему проекту, который предусматривал постройку в виде греческого креста, а Рафаэль Санти, продолживший работу, вернул вид латинского креста.
Через 40 лет работами руководит Микеланджело и его идея собора, ориентированного на центральный купол стала основополагающей.
После укрепления фундамента великий архитектор разработал многоколонный входной портик и возвел барабан центрального купола.
По проекту Микеланджело должны быть ещё 4-е малых купола, но были реализованы только два.
Микеланджело успел закончить опоры и барабан купола, а дальнейшие работы выполнял его ученик Джакомо да Виньола.
Через 19 лет уже при новом папе Сиксте V за постройку храма отвечал Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана, которые постарались не отходить от замысла Микеланджело.
Внутреннюю часть купола украшают 4-е евангелиста – Марк со львом, Лука с волом, Иоанн с орлом, Матфей с ангелом. Изображенные животные являются апокалиптическими животными, окружавшими престол Бога.
На внутренней окружности купола находится двухметровая надпись – «Ты- Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою и дам тебе ключи Царства Небесного».
В храме находится Мраморная скульптурная композиция Микеланджело «Оплакивание Христа». Это единственная скульптура, подписанная мастером.
Микеланджело изобразил молодую женщину, на коленях которой лежит погибший Спаситель. Центральная часть храма тоже была реализована в соответствии с задумками Микеланджело.