Гиксосы — это обобщенное название народов, в XVIII—XVI веках до н. э. завоевавших часть Египта.
Они основали столицу в Аварисе, расположенном на Пелусиакской ветви Восточной дельты реки Нил. Гиксосы создали XV династию, но им не удалось покорить Египет полностью, их владения простирались до Асьюта, южным Египтом управляли «теневые» фараоны из Фив. Завоевание положило начало политическому расколу, который называется вторым переходным периодом, длившимся в 1650-1549 годах до н.э.
Не сохранились современные завоеванию письменные источники, даже название «гиксосы» образовано в позднее время историком Манефоном от хэка-хасут, «правители чужих земель». Исследователи полагают, что гиксосы этнически представляли несколько семитских групп, находившихся под влиянием ханаанской культуры бронзового века.
Гиксосы внесли новации в военное дело (шлемы, колесницы, составные луки) и оказали влияние на египетскую культуру.
Исторические события
Племенное объединение гиксосов возникло на территории исторической Сирии. От индоевропейских племен они переняли военные технологии и осуществили экспансию в Египет. Основу племен гиксосов составляли амореи, хурриты и хетты.
Несмотря на сведения Манефона о внезапном вторжении, Д. Редфорд предполагает, что в годы правления слабых XIII и XIV династий в XVIII—XVII вв. до н.э., азиатские племена переходили постепенно Суэцкий перешеек и заселяли дельту Нила.
Военные технологии (составные луки, колесницы, новые типы доспехов) в сочетании с воинственностью дали гиксосам превосходство над египетским войском.
Став преобладающим населением дельты Нила, гиксосы перенесли столицу в отстроенный Аварис, где стали править их XV и XVI династии. Наибольшее могущество гиксосов связаном с царями Хиане и Апепи, которые продвинулись далеко на юг, достигнув города Кус. Однако завоевать весь Верхний Египет гиксосы не сумели.
Примерно через век египтяне освоили вооружение гиксосов. В этот период в Фивах правила XVII династия, собравшая силы и начавшая освободительную борьбу. Согласно легенде начало освобождения связано с именем фараона Секненра, погибшего в битве. Его наследник, Камос, сражался успешнее. Собрав армию, он двинулся на север, перехватил послание гиксосов к владыке Куша и смог дойти до Авариса, но не взял его. Окончательную победу около 1550 года до н.э. одержал брат Камоса, основатель XVIII династии Яхмос I, изгнавший гиксосов из Египта и преследовавший их до южной Палестины.
Гиксосы и евреи
Через полтора тысячелетия после правления гиксосских царей Иосиф Флавий, ссылаясь на Манефона, жившего спустя тысячу лет после вторжения, отождествил гиксосов с прародителями еврейского народа, а изгнание — с библейским исходом евреев.
Евсевий Кесарийский утверждал, что библейский Иосиф распоряжался в Египте именно при гиксосах.
Вследствие противоречия в хронологии (исход общепринято датировать концом XIII века до н. э.), в XX веке с этой гипотезой соглашались немногие историки. А. Эвен не отвергает возможность связи между этими событиями: семиты-гиксосы могли покровительствовать евреям и стимулировать их переселение в Гесем, а после свержения правителей гиксосов началось порабощение евреев.
Гиксосские правители
Число и имена гиксосских царей, последовательность их правления точно не известны.
Манефон называет шесть имен гиксосских царей:
- Бнон;
- Салитис;
- Апопис;
- Апахнан;
- Ианнас;
- Ассис.
Туринский царский папирус № 1874 со списком царей перечисляет 7 гиксосских царей, но их имена почти все стёрты. Также там сказано, что 6 иностранных царей правили больше ста лет. В списке упомянут царь Нехси. Согласно «Стеле 400 года» он ввёл культ Сета в Нижнем Египте. Другие цари гиксосов, имена которых обнаружены на различных предметах, являлись местными правителями. Некоторые цари перенимали египетскую титулатуру, но три имени было только у Апописа. По мнению исследователей, этнический состав гиксосов был неоднороден, но многие гиксосы имели имена семитского происхождения.
Памятники гиксосского периода
В местах Телль эль-Даба, Телль эль-Ягудийя и Телль эль-Масхута в Восточной Дельте сохранились остатки поселений, крепости, храмов и некрополей. Немногочисленные скульптуры сохранили стилистические традиции Среднего царства, но сильно уступают по качеству египетским образцам. Печати, скарабеи и другие мелкие изделия с именами гиксосских царей найдены в Малой Азии, Нубии, Месопотамии и на Крите.
Последствия гиксосского правления
В результате гиксосского периода в Египте появились новые виды военного оснащения: сложный загнутый лук, различные типы мечей и кинжалов, новый тип щита, кольчуги и шлемы. Самым важным новшеством стала запряжённая лошадьми двухколёсная колесница, использование которой привело к изменению тактики ведения военных действий.
В Египте появился культ западносемитских божеств: Баала, Анат и Астарты.
В древнеегипетском языке возникло много заимствованных слов семитского происхождения.
Гиксосы продолжили играть определенную роль в литературе Египта как синоним «азиатского» до эллинистических времён. Этот термин использовался против групп семитов, поселившиеся в Дельте или Асуане, и, возможно, это привело египетского историка Манефона к отождествлению прихода гиксосов с пребыванием в Египте Иосифа, а также к отождествлению некоторыми авторами изгнания гиксосов и исхода.
В связи с хаосом конца 19-й династии, фараоны 20-й династии согласно данным Элефантинской стелы и папируса Харриса активизировали антигиксосскую позицию для усиления их нативистской реакции по отношению к азиатским поселенцам, которые были снова изгнаны из страны. Основатель 20-й династии Сетнахт записывает в год 2 стелы из Элефантины, что он изгнал большую силу азиатов, вторгшихся в Египет во время хаоса между правлением Двосрета и началом 20-й династии и захватил большую часть их золотой и серебряной добычи.