Бакумацу (буквально «конец сёгуната») – это смутный период в японской истории, последняя часть эпохи Эдо, охватывающая период с 1853 по 1868 год: от прибытия кораблей американского коммодора Мэтью Перри до конца гражданской войны Босин. Результатом периода Бакумацу стала реставрация Мэйдзи: сёгунат Токугава упразднили, при этом власть перешла императору.
Социальная структура Японии в период Бакумацу
До начала всеобъемлющих реформ эпохи Мэйдзи Япония сохраняла традиционную структуру общества, сформировавшуюся в эпоху Токугава. Японцы делились на четыре класса:
- самураи – си,
- крестьяне – но,
- ремесленники – ко,
- купцы – сё.
Поэтому социальная система Японии имела название синокосё.
Самураи делились на даймё и других представителей военного сословия, которые находились на социальной лестнице ниже даймё. Киотская аристократия, представлявшая императорский двор, а также буддийское и синтоистское духовенство также принадлежали к классу самураев, но на практике они представляли элиту и стояли на равных с даймё. Вознаграждение за службу самурая было фиксированным пайком; в среднем в период Токугава самураи получали 200 коку риса. Сёгун также был членом класса самураев, но в иерархии самураев он занимал наиболее привилегированное положение. Сёгун отвечал за администрацию Японии, его положение передавалось по наследству. Далее после самураев шли крестьяне, а за ними – ремесленники. Торговцы занимали низшую ступень социальной лестницы. Примерно в середине XIX века были намечены тенденции к размыванию сословной структуры. Система отходничества в города получала все большее развитие. Однако по сравнению с другими азиатскими странами, например, с Индией, социальная структура Японии не была жестко закрепленной. Из-за строгих традиций японского общества и тенденции к сохранению системы наследования профессий изменения в этой сфере были редкими.
Художники, музыканты, танцоры, а также две низшие группы населения, известные как эта (или буракумин) и хинин, оставались вне классового разделения. У эта были занятия, связанные со смертью или контактом с кровью, что с буддийской точки зрения было грязным и неприятным занятием; они занимались забоем скота, выделкой кожи, сбором мусора. Они жили изолированно от других сословий отдельными колониями; и эти профессии, как и сам социальный статус, были наследственными. Страта хинин включала в себя японцев, наказываемых за преступления, в том числе политических преступников. Эти японцы в основном выполняли работы по обслуживанию казней. Этот статус не передавался по наследству и даже мог быть отменен после искупления вины. К страте хинин также относились нищие и бродяги.
Кроме того, существовали указы, запрещавшие вывод крестьян из деревень, особенно тех, кто занимал в деревне официальные должности. Уехать из деревни можно было только после получения специального разрешения.
Вершиной социальной пирамиды Японии был правитель (микадо). Традиционно он не участвовал в политической жизни страны, но считался священной фигурой, первосвященником, соединяющим материальный мир с божественным. Он также был абсолютным правителем всей Японии, включая подданных, живущих на японской земле.
Социально-экономическое развитие японского общества в период Бакумацу
Вопросы землепользования имели большое значение для традиционной экономики Японии. В то же время сложно определить, кто объективно владел землей в системе, сформированной в эпоху Токугавы. Самураи, в том числе и даймё, имели право заниматься только общими вопросами землеустройства, в то время как право владения землей предоставлялось крестьянам. При этом ограничивалась экономическая свобода крестьян в вопросах земли, в том числе в вопросах передачи права пользования землей.
Например, с 1643 года крестьянам запретили «бессрочно продавать землю».
С другой стороны, указ Хидэёси приказал самураям, составлявшим административный и управленческий аппарат даймё, переехать в города, что полностью отделило самураев от земли и лишило их возможности осуществлять прямой административный контроль над земельно-хозяйственной деятельностью в области.
Таким образом, местные старейшины осуществляли прямой контроль над жизнью в деревне, в том числе и над использованием, продажей, наследованием земли.
Земельные права также гарантировались деревенскими старостами. Даже регистры размеров посевных площадей и сведения об их владельцах вели не военное управление, а главы деревень.
Поскольку фермеры составляли более 80% населения Японии, они были основным налогооблагаемым населением. Хозяйственной единицей деревни была отдельная семья (налог платил глава семьи, который заносился в кадастровые документы). В то же время деревня несла коллективную ответственность за уплату налога.
К началу XIX века Япония была довольно урбанизированной страной, горожане составляли 12% от общей численности населения страны. Считается, что уровень унификации внутреннего рынка Японии ничем не уступал ведущим мировым державам, а его развитие в основном определялось спросом со стороны крупных городов.
Одним из индикаторов наличия внутреннего рынка Японии является существованиекрупных городских центров. Например, в Токио во времена Бакумацу проживал 1 миллион жителей, что соответствовало показателю Лондона. В Осаке и Киото проживало 300 000 и 200 000 человек соответственно, в Нагое и Канадзаве – около 100 000 человек.
Киото был столицей, в которой правитель жил с придворной аристократией, а Эдо (современный Токио) был большим городом, в котором располагались резиденции сёгуна и военной аристократии. Эти центры превратились в «города-потребители» из-за социального состава их населения. Здесь был сконцентрирован основной спрос на товары отечественного производства, начиная от продуктов питания и заканчивая предметами роскоши, производимыми в разных частях страны. Рис поставлялся в Эдо в больших количествах, так как условия для его выращивания были лучше в западных регионах Японии, а вокруг Эдо в основном были засушливые поля.
Несмотря на развитую сеть торговых связей, четко выделялась главная артерия Японии: Эдо – Осака. Осака была логистическим центром Японии, через которую проходило большинство торговых путей, здесь были сосредоточены головные офисы торговых домов и располагалась «рисовая» биржа, созданная при сёгуне Ёсимуне. «Рисовая» биржа Осаки устанавливала официальные годовые цены. В связи с этим Осака эпохи Токугава стала образно называться «кухней Поднебесной».