Сущность понятия «вспомогательные исторические дисциплины»
Вспомогательные исторические дисциплины – это относительно самостоятельные отрасли исторической науки, которые своими особыми методами изучают отдельные стороны формы и содержания исторических источников.
Исторические источники – это остатки прошлого, связанные с деятельностью человека и отражающие историю человеческого общества.
Исторические источники являются материалом для исторической науки, на основе которых она делает свои выводы. Эти исторические источники могут быть вещественными, лингвистическими, этнографическими, устными, письменными и др.
Процесс работы с историческими источниками, а также принципы и методы их научной критики на первом этапе связаны с получением информации об источнике. Если это письменный источник, то устанавливается место и время составления источника, авторство, восстановление утраченных мест текста, его подлинность, установление копий, списков, редакций.
На первом этапе внешней критики исследователь должен дать глубокий анализ текста, топографических и географических сведений, имен собственных, данные о языке, знаках письма и материалов письма. Цель внешней критики заключается в возможности использования этого источника в научном исследовании. Достоверность источника устанавливается путем внутренней критики, а для этого изучается содержание источника.
Внутренняя и внешняя критика связаны между собой и не рассматриваются изолированно, поскольку служат общей цели.
Вспомогательными историческими дисциплинами являются:
- палеография,
- метрология,
- археография,
- геральдика,
- нумизматика,
- хронология,
- генеалогия,
- ономастика,
- дипломатика,
- эпиграфика,
- кодикология,
- сфрагистика и др.
Рисунок 1. Вспомогательные исторические дисциплины. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Палеография занимается исследованием рукописных источников и их внешних признаков, например, графика букв, художественные украшения, материал для письма.
Хронология занимается исследованием счисления времени, а метрология исследует меры длины, веса, поверхности, объема, существовавшие в истории в разные её периоды.
Если сфрагистика изучает сохранившиеся при документах печати, то сфера изучения геральдики – гербы. Денежно-весовые системы, монеты с надписями на них, денежное обращение – сфера изучения нумизматики.
Генеалогия интересуется происхождением семей и родов, родственных связей, отдельных лиц рода, занимается составлением родословных, а имена собственные и их историю исследует ономастика.
Все официальные документы – грамоты, протоколы, записи исследует дипломатия.
Очень часто на твердых телах, например, камень, кость, глиняные кувшины, остаются какие-либо надписи, которые исследует эпиграфика, она же исследует эволюцию этих знаков.
Археографию можно отнести к прикладным историческим дисциплинам, которая занимается разработкой правил и методов издания исторических источников.
Для каждой вспомогательной исторической дисциплины, исходя из их специфики, характерны свои методические приемы, эффективность которых зависит от уровня разработки теоретических вопросов.
Несмотря на то, что каждая вспомогательная дисциплина имеет свой объект исследования – цель у них будет одна.
Эта цель связана с оказанием помощи исследователю в глубоком и всестороннем изучении исторических источников.
Практическое использование вспомогательных дисциплин
В работе историка очень важными являются архивные материалы и навыки работы с ними, которые обрабатываются техническими приемами самых разных вспомогательных дисциплин. В свою очередь архивные работники нуждаются в знаниях вспомогательных дисциплин не меньше чем историки-исследователи.
Все архивные фонды должны находиться в таком состоянии, чтобы любой исследователь мог отыскать необходимый ему материал и смог удобно им воспользоваться. Архивисты соединяют разрозненные источники воедино, а для этого они должны правильно прочитать текст и пронаблюдать его палеографические приметы. Например, для обработки уникального собрания пергаментных рукописей XI-XVI вв., которые находятся в библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге, архивисты должны были обработать 195 единиц хранения. Из них 134 единицы представляли собой рукописные фрагменты. Работа проводилась по атрибуции каждого отрывка – анализ содержания, типа письма, почерка, материала для письма, цвета чернил и др. Исходя из этого, ряд отрывков был между собой идентифицирован, установлена их принадлежность к одной рукописи, фрагменты, хранящиеся в этом собрании, были привязаны к рукописям других коллекций и наоборот.
Методы вспомогательных исторических дисциплин используются и в работе с опубликованными материалами, в которых довольно часто упоминаются старые метрологические и денежные единицы, печати, гербы, монеты. Для обработки этих материалов требуется специальная источниковедческая подготовка, включая приемы вспомогательных исторических дисциплин.
Все страны и города имеют свои собственные гербы, которые глубже можно изучить, зная основы теоретической геральдики.
Методики вспомогательных исторических дисциплин и использование фактического материала помогают организации школьных музеев, краеведческой, экскурсионной работе, на факультативных занятиях и школьных исторических кружках.
Развитие вспомогательных исторических дисциплин в России
Вспомогательные исторические дисциплины в древности реализовали чисто практические нужды. Для установления подлинности тех или иных документов писцы сравнивали почерк, следили за способами прикрепления печати, стремясь излагать события в исторической последовательности. Для установления чисел церковных праздников требовалось хронологическое вычисление пасхалий.
С развитием Русского государства в жизни всё чаще стали применяться практические знания вспомогательных исторических дисциплин, уже в XV-XVII веках составлялись учебные пособия по практической палеографии. Это были рукописные азбуки-прописи, руководства для писцов-рисовальщиков. Палеографические знания отразились в графике книжного шрифта, в оформлении печатных букварей и азбук, например, «Азбуки» И. Федорова (1574), «Азбуки» В. Бурцева (1634), Букваря К. Истомина (1694).
С развитием внутренней и внешней торговли появилась потребность в знаниях для подсчета площадей, длины, объема, веса. Начиналось развитие практической метрологии, в XVI веке была составлена «Торговая книга», содержавшая сведения о товарах и ценах.
Для составления писцовых книг в XVI-XVII веках существовало руководство «Книга сошного письма» по измерению земельной площади.
Развитие практической хронологии в это время шло по двум направлениям – накопление практических знаний по математике и астрономии и вычисление пасхалий как главных вех.
Практическую генеалогию связывали с деятельностью государственной власти, нуждами бояр и дворян. Создаются частные родословные книги, которые после переработки включили в официальный источник «Государев родословец».
В исторических трудах М.В. Ломоносова, М.М. Щербатова, И.И. Болтина есть сведения по хронологии, генеалогии, палеографии, топонимике.
При Сенате по указу Петра Великого в 1722 г создали Герольдмейстерскую контору по составлению гербов.
Нумизматические находки сосредотачивали в Академии наук, а в 1755 г монеты собирал нумизматический кабинет Эрмитажа.
На основании собранного фактического материала в 1849 г вышла книга Ф.И. Петрушевского «Общая метрология».
Исторический обзор русских печатей и попытка их классификации давалась в сводном труде по сфрагистике и геральдике А.Б. Лакиера «Русская геральдика».
Рукописи, надписи на твердых предметах (камни, монеты) в XIX веке относились к палеографии, первая научная работа по ней принадлежит А.Н. Оленину «Письмо о камне Тмутараканском».
Однако, несмотря на все это, предмет и задачи некоторых вспомогательных исторических дисциплин ещё в начале XX века выражены были нечетко и рассматривались в качестве прикладных по отношению к другим вспомогательным историческим дисциплинам. Ряд разработок имели ошибочные положения.
В советское время по вспомогательным историческим дисциплинам издавались сборники и журналы, например, «Архивное дело», «Советские архивы», «Археографический ежегодник» и др.