Возникновение коммунального движения
Любой город возникал на чьей-то земле. Владелец земли феодал стимулировал зарождение города на своей территории, так как получал от городской торговли и ремесленных промыслов хороший доход. Первоначально население города состояло из служилых людей феодала (зависимые министериалы) и крестьян, испокон проживающих на этом месте. Также в городе задерживались беглые крестьяне и крестьяне, отпущенные сеньором на оброк. Владелец земли становился хозяином города и его жителей. Он сосредотачивал в своих руках власть в городе, город превращался в его коллективного вассала.
Феодал стремился получить от города больший доход. Это приводило к возникновению коммунального движения.
Коммунальное движение – в эпоху Средневековья так называли движение горожан в в странах Западной Европы за независимость от власти феодала и самоуправление. Приобрела большой размах в X-XIII веках. Первоначально требования были экономические, позднее приобрели политический характер.
Первые выступления горожан были направлены против самых обременительных форм феодального гнёта: против увеличения поборов со стороны сеньора, за предоставление торговых привилегий. Достаточно быстро коммунальное движение выдвигает политические требования. Самым важным из них является получение городского самоуправления и особых прав для горожан.
Коммунальное движение было направлено против конкретного сеньора, а не против феодального устройства общества. Итог такой борьбы зависел от уровня зависимости города от феодала, экономического развития города и политической ситуации в стране.
Пути достижения самоуправления
Коммунальное движение развивалось в каждой стране по-разному и завершалось различными результатами. Для получения независимости и привилегий у города было два пути:
- вооруженная борьба с сеньором (часто на стороне феодала выступали короли и более крупные землевладельцы);
- выкуп за большую денежную сумму и закрепление прав города в хартии.
Формирование городского самоуправления
Горожане Южной Франции ии Фландрии смогли договориться с сеньорами о предоставлении им вольности. В IX-XII веках графы таких городов как Марсель, Тулуза, Монпелье предоставили коммунальные привилегии для стимулирования процветания местных городов. В тоже время, они препятствовали получению ими полной независимости.
Большинство городов Италии и Германии превратились в города-государства. Это итальянские коммуны Флоренция, Генуя, Венеция и немецкие имперские города Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне.
Северные французские города (Бовэ, Суассон, Сен-Кантен и другие) смогли стать вольными только в результате кровопролитной войны с сеньорами. Превратившись в самоуправляющие коммуны, они выбирали совет для руководства городом и мэра – его главу. Такие города получали право не платить оброк, отрабатывать барщину и другие повинности в пользу сеньора. Вместо этого раз в год они вносили плату феодалу за право проживания на его земле и предоставляли в его распоряжение отряд воинов на время войны. Коммуны являлись сеньорами крестьян, проживающих на территории вокруг города.
Наряду с вольными городами оставались города без собственного самоуправления. Государства с сильной центральной властью предоставляли городам право избирать органы самоуправления, но ставили их под контроль королевского чиновника. К ним относились города Англии (Лондон или Глостер), Франции (Париж или Шартр) и Скандинавских государств. Византийские города совсем не имели муниципальных свобод.
Главный итог борьбы городов с сеньорами заключался в предоставлении личной свободы горожанам. Это закрепилась в средневековой пословице: «городской воздух делает человека свободным».