Во все времена после смерти человека в действие вступают определенные обычаи и обряды. В основе любого погребального обряда отражалось отношение к покойному.
Если проанализировать погребальные обряды, имевшие место в разные периоды истории человечества, то можно отметить, что они отражают разные чувства. По умершим плачут, их боятся, их жалеют.
Очень часто вместе с телами людей археологи находят пищу, мебель, украшения, утварь, оружие. Считалось, что все это пригодится человеку в загробной жизни, поэтому умершим старались обеспечить все их материальные потребности. Также возможно, что погребальный инвентарь предназначался для того, чтобы умиротворить мертвых и защитить себя от того зла, которое они могут причинить живым.
Оружие как часть погребального инвентаря
Часто вместе с останками людей находят оружие и предметы вооружения. Стоит отметить, что в погребальных комплексах оружие играло роль своего рода социального маркера. Дело в том, что социальный статус человека не исчезал после его смерти, а просто переносился на его тело, которому члены общины пытались воздать то, что ему полагалось при жизни.
В погребальной обрядности оружие и воинское снаряжение могли иметь непосредственное отношение к боевому использованию, когда принадлежали воину, а могли и не иметь, и быть лишь частью погребального дара.
Принято считать, что в древних обществах воинов хоронили с их личным оружием. Однако данная гипотеза требует доказательств. Например, в погребениях именьковской культуры вообще отсутствуют предметы вооружения, однако ее носители были воинами. В некоторых культурах оружие в погребениях присутствует только в какие-то определенные периоды (например, окско-цнинский могильник), хотя ее носители не отличались воинственностью.
Также стоит иметь в виду, что при захоронении не всегда клали весь набор оружия. Некоторое оружие заменяли вотивными предметами или каким-либо символами.
Например, известно, что колчан в разные эпохи и у разных народов вмещал около 30 стрел, однако в погребениях находят всего лишь несколько стрел. Таким образом, стрелы были своего рода символом. Другие виды оружия тоже могли играть роль своеобразного символа воинского и социального ранга.
С развитием общества менялись и представления о социальных различиях между людьми и их отражением в погребальном обряде. Отечественные и зарубежные этнографы и археологи сходятся во мнении, что на погребальные обряды и погребальный инвентарь оказывали влияние единые для человеческих обществ различия по полу, возрасту и социальному статусу.
Роль оружия и вооружения в погребальном комплексе
Вооружение как часть погребального инвентаря играло важную роль, так как позволяло реконструировать военную организацию, которая имела определенную иерархию. Так, у туарегов существовала определенная дифференциация во владении оружием. Например, в предписанных традиционным правом запретах мечом или копьем моли пользоваться только представители высшей социальной прослойки – «аххагары». Также им было разрешено иметь верблюдов. Низшему слою населения – «имгад» не полагалось иметь оружие, и разрешалось только разводить овец. Таким образом, оружие почти всегда выполняло функцию социальной дифференциации. Однако нужно понимать, что подчас невозможно соотнести те или иные предметы вооружения с каким-то определенным социальным слоем. Так, в погребениях нганасан (коренной самодийский народ в Сибири) были найдены ружья, при этом этот народ не отличался воинственностью. А вот у пуштунов ружье играло в обрядах важную роль, при этом в погребениях мусульман не должно было быть никакого оружия.
Между значением оружия в военном деле и его наличием в погребении прослеживается не прямая, а обратная связь. То есть, чем важнее оружие (мечи, копья, кинжалы), тем реже оно встречается в погребениях.
Сурские финны получали оружие в обмен на меха и пушнину, поэтому оно было показателем высокого социального статуса. Его редко клали к умершим, стараясь передавать по наследству.
Количество предметов вооружения в погребальных комплексах у разных народов отличается. Так, в салтово-маяцких погребениях их очень мало. В Маяцком могильнике из 112 катакомб из оружия обнаружили одну саблю и два боевых топорика, а в более чем 360 погребениях Большетарханского могильника оружие было найдено лишь в 31 погребении, а сабель всего две.
Стоит иметь в виду, что многие погребения были разграблены еще в древности.
В процессе анализа погребений жителей Золотой Орды археолог и военный историк В. А. Иванов выяснил, что лишь в 32,6% из них встречаются предметы вооружения, а 70,8% содержат конский комплекс. Лишь 2% погребенных имели полное вооружение. Ученый пришел к выводу, что профессиональное вооружение имело большую ценность и его редко клали в погребение. Кроме того, такое оружие не было характерно для татарского комплекса вооружения. Но это не совсем так.
Дело в том, что ученый исследовал лишь небольшой период существования золотоордынской археологической культуры.
Таким образом, для создания полной картины вооруженности древних обществ на основании археологических данных погребальных комплексов, необходимо воспроизвести все ритуалы и обряды, так как прямое сопоставление найденных предметов оружия с реальным вооружением невозможно.