Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Влияние и характерные особенности архитектуры Византийской империи

Характерные черты византийского зодчества

Заимствовав в античной архитектуре некоторые формы, византийское зодчество со временем их видоизменяло и в V веке выработало, в основном для храмоздательства, тип сооружений, существенно отличающийся от древнехристианских базилик. Главной их особенностью было употребление купола в средней части здания (центрально-купольная система).

Определение 1

Купол — это пространственное покрытие сооружений, близкое по форме к полусфере или иной поверхности вращения кривой.

Подобная система применялась в храмах, в общем плане представлявших собой соединение пяти квадратов в виде равноконечного креста: над средним квадратом располагался купол, над боковыми квадратами — открывающиеся в среднее пространство ниши; квадраты между оконечностями креста представляли придаточные части, более низкие, чем крест. К восточной части храма для алтаря пристраивалась полукруглая апсида, к западной — притвор.

Вначале византийский купол имел относительно плоскую форму, потом — возвышенную, но стоял на арках и парусах; впоследствии появился цилиндрический барабан (тамбур), так что здание было увенчано уже не сферой, а возвышенной главой. Часто здание имело, кроме купола над средним пространством, ещё главы над побочными пространствами.

В византийских храмах вокруг подкупольного пространства, кроме алтарной стороны, шла галерея. Она называлась гинекеем, поскольку предназначалась для женщин. Снизу галерею поддерживали колонны, с антаблементом из полуциркульных арок, перекинутых с колонны на колонну. В византийской архитектуре капители колонн лишились абаки и приняли форму усеченной четырёхгранной пирамиды, меньшим основанием обращённой вниз и покрытой невыпуклой орнаментацией, мотивами которой были офантазированные формы растительного царства; этот орнамент нередко был обведён по рёбрам узорным бордюром. Ступни арок опирались на уложенные промежуточные элементы — подушки (пульваны), похожие на куб со скошенными боковыми гранями, украшенные орнаментом.

«Влияние и характерные особенности архитектуры Византийской империи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Внутренность зданий не отличалась сложностью и богатством архитектурных деталей, но стены снизу облицовывались дорогим мрамором, а вверху, как и своды, украшались позолотой, фресковой живописью или мозаичными изображениями.

С наружной стороны здание представляло два яруса окон с округленным верхом. Иногда окна группировались попарно или по три, причём каждая группа отделялась от другой небольшой колонкой и была обрамлена фальшивой аркой. Кроме окон в стенах, для освещения служили окна у основания купола или в тамбуре главы.

Характерные особенности византийского зодчества

Хотя на юге Восточной Европы, в Сирии и Армении, на Кипре и Крите в ту эпоху использовался камень, излюбленным материалом в Византийской империи была плинфа - плоский крупный обожженный кирпич. При кладке использовался густой цемяночный (с добавлением толченого кирпича или обожженной и измельченной глины) раствор, что позволяло делать швы равными по толщине кирпичу и не опасаться за прочность. Чтобы укрепить конструкцию или умножить декоративный эффект, несколько рядов кирпичной кладки нередко перемежались рядом из мрамора или тесаного камня.

Определение 2

Плинфа – это тонкий обожжённый кирпич почти квадратной формы.

Архитектурные детали (колонны, капители, решетки, вставные панели, полы, облицовка стен) изготавливались из мрамора или порфира. Все своды и верхнюю часть стен покрывали цветными мозаиками из стеклянных кубиков смальты, закрепленных в слое специального раствора.

Своды и купола главным образом сооружали из кирпича, укладываемого рядами. Применение раствора повышенной вязкости сделало необязательными деревянные кружала, применявшиеся римлянами. Этот раствор позволял, уложив ряд, не дожидаться окончательного твердения, а сразу начинать укладывать следующий. В результате значительно уменьшался боковой распор и купол после завершения строительства приобретал характер монолита.

Эффективность и конструктивная простота византийского метода возведения свода и купола еще не гарантировали доведения купольного стиля до совершенства. Прежде крупные купола сооружались только над круглыми помещениями. Римский опыт не давал ответа, поскольку они использовали купол в сочетании со стойками и балками и не стремились к широкому использованию парусов. В купольных постройках они не отходили от круглого плана и никогда не отказывались от балочной конструкции. Поэтому применение римского метода не решало проблему полного купольного перекрытия.

В соборе святой Софии в Константинополе, возведенном в 532–537 годах архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета, система парусов оказалась усовершенствована, и купол был построен над квадратным пространством. Создатели проекта понимали важность достижения и использовали его при развитии сводчатых перекрытий в конструкции всех остальных частей собора. Поддерживаемые столбами своды, арки, купола и полукупола сделаны ведущими элементами. Колонны оттеснялись на второй план и использовались в качестве перегородки между колоссальными столбами, а также в качестве элемента, задающего масштаб. Классические ордера упразднялись, пластическая концепция в решении фасада, плана и интерьера обрела окончательные формы, выражающие в своих моментах превосходство арочно-сводчатого принципа.

Главную роль в византийских зданиях играли купола, возвышающиеся над объемом церкви. Оконные проемы увенчаны аркой и снабжены каменными плитами или решетками с крупными отверстиями. Двери делали из бронзы, украшая орнаментальными розетками, накладными рельефами и бордюрами.

В результате возникало впечатление силы и мощи, в противоположность легкости готического собора, витражные «стены» и аркбутаны которых резко отличаются от сплошных стен византийских храмов из кирпича и камня (или полностью каменных – там, где строительного камня было вдоволь). На ранних этапах наружные украшения мало применялись, а купола возводили низкими, сливающимися со зданием. Позже купол устанавливали на барабане. Позднее строились высокие храмы, в которых усилилась вертикаль, снаружи появлялось больше украшений, мраморная облицовка, узорная кирпичная кладка, сквозные и глухие аркады, пилястры, сложные окна, ниши, профилированные карнизы и пояса. В поздних зданиях нередки пристроенные приделы и выступающие портики.

Культурное значение Византии

Замечание 1

Культурное и политическое влияние Византии сильно сказалось на искусстве всех народов, приходивших с ней в соприкосновение; приёмы византийского зодчества проникали в различные края тогдашнего мира.

В Италии отпечаток византийского стиля носят равеннские церкви, некоторые храмы Сицилии (Палатинская капелла, собор Монреале, Мессинский собор и Марторана в Палермо), собор святого Марка в Венеции (освящен в 1085 году), церкви на острове Торчелло и в других пунктах Адриатического прибрежья.

В Германии уцелела императорская капелла при Ахенском соборе (796—804), которая представляет собой близкое подражание равеннской церкви святого Виталия. Во Франции, в соседних Лиможу местах, находится несколько храмов, в которых несомненно влияние византийства, например, церковь святого Фронта в Перигё. Наиболее сильные и долговечные отпрыски зодчество Византии дало в Армении, Сербии, Грузии и России — странах, позаимствовавших его вместе с религиозными догматами и обрядами.

Дата последнего обновления статьи: 28.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot