Конституция Великой французской революции — французская конституция, разработанная и принятая Национальным собранием 3 сентября 1791 года.
Предпосылки создания и выработка конституции
В 1789 году при созыве Генеральных штатов как со стороны привилегированных классов, так и со стороны третьего сословия выдвигались требования ограничения королевской власти.
Национальное собрание приняло имя учредительного и 9 июля 1789 года приступило к разработке будущей конституции.
Большинство членов Учредительного собрания было на стороне конституционной монархии, но несмотря на это выработанная конституция, имея внешнюю форму монархической, по существу была республиканской: господствовавшие политические теории (Мабли и Руссо), неуверенность в уходе абсолютизма, недоверие к королевской власти заставили учредительное собрание всеми возможными способами урезать монаршьи полномочия. В этом смысле большое влияние оказало бегство королевской семьи, побудившее собрание включить в конституцию статьи, которые служили основанием считать короля отказавшимся от престола.
Разработанный Конституционный акт 3 сентября 1791 года был предложен королю на утверждение, который, после длительных колебаний и совещаний только 14 сентября принес присягу в верности нации и закону.
Положения Конституции
В основе Конституции лежали следующие принципы:
- индивидуальная свобода;
- личная неприкосновенность;
- независимое проявление личности в области мысли, слова, веры;
- свобода политическая;
- народное участие в законодательстве и управлении через представителей.
Во главе конституции находится «Декларация прав человека и гражданина», которая утверждала, что «единая, нераздельная, неотчуждаемая и неотъемлемая» верховная власть принадлежит всей нации, которая делегирует некоторые полномочия своим представителям — законодательному собранию и королю.
Однако вопреки признававшей всеобщее равенство в правах декларации все граждане разделялись на «активных» и «пассивных». Активными были только достигшие 25-летнего возраста природные и натурализованные французы, имевшие оседлость в городе или кантоне на протяжении определенного времени, платившие прямой налог суммой не менее трехдневной заработной платы, не состоящие в услужении и принесшие гражданскую присягу. Таким образом беднейшая часть нации лишалась политических прав. На «первичных» собраниях активные граждане избирали, помимо муниципальных властей, «выборщиков», для которых имущественный ценз был еще выше; в своих департаментах выборщики формировали избирательное собрание, кроме департаментской администрации избиравшее из среды всех активных граждан представителей в законодательное собрание.
Депутаты законодательного собрания в течение двух лет считались представителями целой нации, а не отдельного департамента. Обновление Законодательного корпуса происходило без созыва королём на основании закона. Корпус предлагал и декретировал законы, заведовал национальными имуществами, финансами, военными морскими и сухопутными силами; совместно с королём ему принадлежало право объявления войны и заключения мира.
Король в своих руках имел исполнительную власть, которой мог пользоваться лишь через ответственных министров. Министры не могли быть членами Законодательного собрания, чем уничтожалось единственное связующее звено между народным представительством и королевской властью. Король не имел права законодательной инициативы, не мог распустить законодательное собрание, и лишь обладал правом приостанавливающего вето. Его личность объявлялась священной и неприкосновенной. Три случая являлись основаниями считаться короля отказавшимся от престола: если не присягнет конституции или возьмёт назад присягу; если возглавит армию против французской нации или изданием формального акта не воспротивится восстанию, задуманному в поддержку монархии; если, покинув королевство, не вернётся по приглашению законодательного корпуса в назначенный срок.
Ни король, ни его министры не могли участвовать в замещении каких-либо административных должностей и не имели права смещать чиновников. Администрация строилась на началах народного избрания в первичные и департаментские собрания, причём местные выборные власти в своем ведении имели и общегосударственные дела.
Поражение конституционной монархии
Учредительным собранием в Конституции был определен способ ее пересмотра с указанием, что она должна быть неизменной по крайней мере в течение десяти лет, однако просуществовала она менее года.
Причины:
- Конституция, разделив граждан на активных и пассивных, противоречила объявлявшей равенство всех граждан декларации прав;
- Вопрос о пересмотре Конституции связывал национальную волю;
- Внутреннее противоречие между монархической форой Конституции и республиканским содержанием;
- Почти независимые местные выборные власти делали невозможным управление страной законной центральной властью.
Значение Конституции 1789 года и Конституция I года
Все ключевые принципы конституции 1791 года в дальнейшем легли в основу всех французских конституций, включая и ныне действующую.
На смену первой французской Конституции Национальным конвентом 24 июня 1793 года была принята Конституция I года.
Будучи более революционной, якобинская конституция с большей силой говорит о верховенстве нации и о праве на сопротивление в случае нарушения правительством прав граждан.
Установленного конституцией 1791 года социального строя якобинская конституция не изменяет. В политическом отношении в ней больше демократизма: введены прямые выборы, отменен ценз, понижен возраст избирателей до 21 года. Законодательное собрание должно было избираться на год и обладать правом предлагать законы и издавать декреты.
Исполнительная власть якобинской Конституцией вручалась комитету из 24 лиц, которые назначались законодательным корпусом из представленных департаментскими собраниями кандидатов.