Сущность понятия «цивилизация»
Цивилизация – это общество людей с характерными для них особенностями развития культуры и находящимися на определенном этапе своего развития.
В переводе на русский язык термин «цивилизация» обозначает гражданский, общественный, государственный, хотя однозначной трактовки этого понятия нет в современной науке.
Рисунок 1. Сущность и типы цивилизаций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Появилось понятие в эпоху Просвещения в тесной связи с пониманием культуры. Термин употребил французский экономист маркиз де Мирабо, чтобы показать различия между цивилизованной Европой и варварскими колониальными странами.
Термин звучит в его работе «Друг людей или трактат о населении». По мнению Мирабо, цивилизация – это определенный уровень нравственного развития человечества, определенный высокий уровень духовно-культурных достижений, технологических достижений, а также социального и политического развития этого общества.
Другой француз – философ П. Гольбах цивилизацию связывает с теорией прогресса, считая, что она является стадией всемирно-исторического процесса.
Просветители Франции цивилизацией называли общество, в основании которого лежит разум и справедливость.
Понимание цивилизации французскими просветителями к концу XVIII века претерпело трансформацию. Произошло это благодаря братьям Гумбольдтам – Александру и Вильгельму.
Цивилизация, считали Гумбольдты, от уровня развития не зависит и любой народ является цивилизованным.
Ближе к средине XIX века французский историк Франсуа Гизо термин цивилизация рассматривает как синоним культура и употребляет его по отношению к целым эпохам.
В своей работе «История цивилизации Франции» он пытается разрешить противоречие между прогрессом и разнообразием историко-этнографического материала, закладывая тем самым основы «этно-исторической концепции цивилизации».
По его мнению, существуют одновременно «локальные цивилизации» и цивилизации как прогресс человеческого общества.
Ряд ученых считает, что понятия цивилизация и культура выступают как синонимы и существенные отличия между ними отсутствуют. В одну и ту же цивилизацию включаются различные экономические, политические, религиозные типы общества.
К XX веку утверждается понимание цивилизации как синоним культуры, используемый для обозначения материальной культуры, как ступень общественного развития материальной и духовной культуры, как ступень развития общества, идущей за варварством.
Утверждается понимание цивилизации как уникальное этническое или историческое образование.
Если культура – это комплекс материальных, духовных, интеллектуальных, эмоциональных черт общества, в том числе образ жизни, правила бытия, ценности, традиции, верования, то цивилизация – это качественный рубеж в человеческой истории.
Цивилизация – это определенная стадия развития общества, в основе которой лежит культура.
Типы цивилизаций
Типы цивилизаций, чтобы обозначить их историческую особенность делят на:
- первичные,
- вторичные.
К первичным относятся древние цивилизации, они выросли из первобытности и не могли опираться на предшествующие традиции.
Вторичные цивилизации возникли позже и могли уже опираться на культурно-исторический опыт древних обществ.
Таким образом, человечество в своем развитии исторически проходило космогенную, техногенную, антропогенную цивилизации.
Космогенная цивилизация охватывала древнее общество и эпоху Средневековья. Это был первый её тип, в основе которого лежала ручная технология.
Общество зависело от сил природы, а смысл жизнедеятельности определял мировой космос.
Техногенную цивилизацию называют индустриальной, её развитие проходило в условиях капиталистической и социалистической общественно-экономической формации. Основу этого типа составляла машинная техника, шло быстрое развитие науки, во всех сферах отмечался высокий уровень профессиональной культуры.
Техногенная цивилизация развивалась как противоборство капитализма и социализма, поэтому возникла необходимость её замены более совершенным обществом.
В 70-е годы прошлого века индустриальный тип цивилизации исчерпал возможности дальнейшего развития общества, наметилось его кризисное состояние. Выйти из этого состояния можно только переходом к новому более эффективному способу воспроизводства самого общества и менее расточительному.
Формирование материальной основы для этого началось с развитием информационной технологии с середины 50-х годов XX века. В научной литературе этот тип цивилизации получил название информационно-технологической или постиндустриальной.
Ученые отмечают, что использование информационных технологий техническую основу материального и духовного производства изменяют коренным образом.
Социальная структура общества кардинально изменяется, возникает новый средний класс, что требует постоянного повышения духовной культуры личности и в целом общества.
В условиях информационно-технологической цивилизации источником прогресса становится сам человек, а не внешние условия его жизнедеятельности, при этом особое значение имеют научно-информационные ресурсы, уровень социально-политического сознания, нравственные и духовно-культурные установки.
Именно они в своей совокупности определяют технологию воспроизводства всего общества и общественный прогресс.
С конца XX века развитие информационной цивилизации стало глобальным мировым процессом. По мнению многих ученых информационная цивилизация определяется как общество социальной справедливости и альтернативы сегодня не существует.
Социальная справедливость – это универсальный общесоциологический и этический принцип организации общества, определяющий положение индивида в зависимости от количества и качества труда.
Со сменой цивилизаций жизнь не прекращается, а продолжается в новых социокультурных условиях.
Западная и восточная цивилизации
Для западной цивилизации характерен динамизм, предыдущая система ценностей разрушается и появляется другая, в то время как восточная цивилизация отличается своей незыблемостью, устойчивостью и непротивлением.
Множество религий прекрасно уживаются между собой в восточной цивилизации, а в западной господствует только одна религия – христианство.
Если говорить о Природе и окружающему миру, то запад исходит из её враждебности человеку, из идеи хаотичности Природы, в результате возникает стремление подчинить себе мир, преобразовать его, подогнать под человека.
восточная цивилизации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Западная и восточная цивилизации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Западная цивилизация – это мир рациональных людей, во главе угла которых свобода личности и неприкосновенность собственности, а основу экономики составляют рыночные отношения.
Исповедуя принцип демократии, человек западной цивилизации имеет право принимать участие в политике, вести борьбу за свои права.
Западная цивилизация всегда стремилась к прогрессу и развивалась поступательно. Однако борясь с Природой, человек тоже менялся самим ходом борьбы.
Восток воспринимает мир на основе признания исходной красоты мира, гармонии Природы, отсюда вытекает стремление меняться самому человеку, который осознавая гармонию, должен приспособиться к ней.
На этом основании, на Востоке появились разные достижения в области аутотренинга, психотехники и др.
Восточная цивилизация, возможно, поэтому не имеет экологических кризисов такого масштаба, который был порожден Европой. Восток понимает культуру как естественное продолжение природного мира, гармонию которого нарушать нельзя.
Отношение к Природе восточной и западной цивилизации определяет разные способы деятельности человека и разное понимание природы самого человека.
Запад утверждает в человеке господство рационально-рассудочного начала и это начало должно подавлять естественные, эгоистические принципы и человек может стать общественным существом только таким образом.
Говоря другими словами, зло проистекает от чувств и эмоций, идущих от сердца, поэтому господствовать над ними должен мозг, т. е. рассудок.
Восточная цивилизация расценивает это соотношение совсем по-другому, считая, что именно от рассудка исходит импульс зла и эгоизма, человек в своей эмоционально-чувственной основе добр.