Источниковедение — это вспомогательная дисциплина, изучающая исторические источники.
В качестве особой научной дисциплины источниковедение оформилось в XIX веке.
Предмет и метод источниковедения
Объект изучения — исторические источники. С определением объекта в науке возникли сложности.
В 20-е годы XX века предметом считалась возможность вовлечения источника в знание и научную практику (какие выводы возможно сделать на основе источника).
В 1930-е годы С. Н. Валк сформулировал понятие о предмете как общее учение о документе.
В 1960-е годы С. Шмидт сформулировал следующую дефиницию: предмет источниковедения — теория и практика изучения исторических источников.
Такие специалисты как М. Варшавчик, В. Стрельский, В. Фарсобин полагали, что источниковедение отличается от других дисциплин тем, что разрабатывает общие приемы научной критики и методы работы с массой исторических источников, в отличие от специальных исторических дисциплин.
В 1970-е годы С. М. Каштанов, А. И. Уваров, А. А. Курносов, О. М. Медушевская считали, что, когда историк ведет работу с источником, он извлекает сведения, которые ему необходимы в рамках темы исследования, а остальные данные игнорирует. Источниковед, напротив, делает выводы о возможностях источника, стараясь выделить сведения, определить полноту, достоверность, ценность и другие характеристики источника.
В 1990-е годы на статус источниковедения складывается новый взгляд, характеризующий источниковедение как науку, связанную с культурой в широком смысле, то есть со всем созданным человеком. Исторический источник тогда рассматривается как объект изучения разных дисциплин. Благодаря источниковедению так формируется основа для междисциплинарных исследований. Источниковедение имеет междисциплинарный характер, и занимает место фундаментальной дисциплины в образовании гуманитарных специалистов.
Возникает ряд взаимосвязей, отвечающих на вопрос, что изучает источниковедение:
[Человек — произведение — человек]
Человек одной эпохи через произведение дает знание о себе человеку другой эпохи.
[Источник — историк]
Источниковедение изучает, как действительность влияет на источник, и то, как историки включают источник в современную действительность.
В целом метод гуманитарного познания основан на представлениях об историческом источнике как предмете культуры, интеллектуальном продукте деятельности человека. На этом основании произведение может быть интерпретировано другими людьми.
Определение понятия "исторический источник"
Ключевой среди теоретических проблем источниковедения является теория исторического источника, раскрывающая его сущность, природу, взаимодействие с действительностью, особенности содержащихся сведений, гносеологическую функцию в исследованиях.
Само определение понятия «исторический источник» с одной стороны, условно и относительно, с другой — является средством полного познания научной категории.
Появление термина связывается с работой А. Л. Шлецера «Опыт изучения русских летописей», в 1768 году вышедшей на немецком языке, где употреблен термин Quelle. В начале XIX века постепенно термин укореняется в отечественной науке. Его использовали М. Т. Каченовский, Н. М. Карамзин, но без толкования содержания.
В 1830-1860-е годы термин «источник» внедряется в практику преподавания, в обобщающие труды и исследовательскую работу. Н. Г. Устрялов в «Русской истории» приравнивает термин исторический источник к понятию памятник минувшего.
К. Н. Бестужев-Рюмин во введении к курсу «Русская история» в 1872 году сказал об отличии исторических источников от исследований (пособий), однако не дал термину определений.
В конце XIX века проблемы теории источниковедения нашли отражение в работах французских и немецких ученых.
Э. Бернгейм определял понятие «исторический источник», как «материал, из которого наука черпает познание». Исторический источник по происхождению и по использованию связан с прошлой и познавательной человеческой деятельностью. Э. Бернгейм рассматривал исторический источник как результат психической деятельности людей.
Ш. В. Ланглуа и Ш. Сеньобос вместо термина Quelle использовали термин документ:
«Документы — следы, оставленные мыслями и действиями некогда живших людей».
В них историки видели «единственный источник исторического познания». Они считали, что без документов невозможно историческое познание.
А. С. Лаппо-Данилевский разработал понятие «исторический источник» на уровне учения, что внесло решающий вклад в формирование самостоятельного статуса источниковедения в системе научного исторического знания.
«реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением».
На современном этапе можно выделить три подхода к определению термина «исторический источник»:
- Культурологический подход;
- Расширительный подход;
- Информационный подход.
Культурологический подход основывается на представлении, что ключевым для источниковедения является определение культуры в широком смысле — все созданное людьми. Взгляд сформулирован в 1990-х годах представителями источниковедческой школы МГИАИ.
Сторонники расширительного подхода С. М. Каштанов, С. О. Шмидт, В. В. Кабанов более широко трактовали понятие исторического источника. Историческим источником они называли все, откуда можно получить какую-либо информацию о развитии общества, все, что может источать полезную для историка информацию, а не только результаты целенаправленной деятельности человека, хотя источники исторического происхождения составляют основной массив источников. Источниками является естественно-географическая среда, окружающая человека, физико-биопсихические свойства человека, предопределяющие деятельность индивидуумов и общества.
К сторонникам информационного подхода относятся последователи школы И. Д. Ковальченко: Т. А. Круглова, А. Г. Голиков. Они полагают, что историческим источником следует считать все, созданное в процессе деятельности человека и несет в себе информацию о многообразии жизни общества и может служить основой научного познания.