Законы династии Мин
Свергнув Юаньскую династия, и став основателем новой Минской династии, Чжу Юаньчжан (1328-1398) в 1367 г. создал для разработки кодекса законов специальную комиссию во главе с Ли Шань-чаном, своим ближайшим советником, который выполнял функции канцлера. Комиссия завершила свою работу к моменту провозглашения империи, то есть, менее чем за год. Наскоро написанный свод законов был несовершенен и не охватывал многие аспекты жизни. Именно поэтому в 1373 году была предпринята кодификация правовых норм, действующих в империи. Его плодом стал новый свод законов, который затем дополнялся и пересматривался на протяжении всего правления Чжу Юаньчжана (1368–1398). Все законодательные нормы, созданные при его жизни в первозданном виде, сохранились до наших дней, так как при его преемниках изменения и дополнения не вносились в текст законодательных статей, а были формализованы в виде дополнительных резолюций.
При династии Мин количество дополнительных законов было ограничено. В «Положении о расследовании уголовных дел» эпохи Хунчжей (1488-1506) содержало только 279 дополнительных закона. Их количество заметно увеличиться в эпоху Цин.
Во времена Минской династии существовало пять видов наказаний:
- порка тонкими палками (от 10 до 50 ударов),
- удары толстыми палками (от 60 до 100 ударов),
- ссылка на определенный срок,
- ссылка на определённое расстояние,
- смертная казнь удушением или обезглавливанием.
При этом осужденные к высылке и ссылке сперва подвергались порке:
- высланному на год наносилось 60 ударов,
- на полтора года – 70,
- на два года – 80,
- на два с половиной года – 90,
- на три года – 100.
Одна степень наказания приравнивалась к десяти ударам тонкими или толстыми палками, изгнанию на шесть месяцев или ссылке на расстояние 500 ли (в то время 1 ли был эквивалентен примерно 600 м).
Важное место в своде законов занимали статьи, посвященные религии. Минская монархия официально приняла традиционную китайскую систему религиозных верований и культов, уходящую корнями в древность. Важнейшее место здесь занимал культ Неба, который воспринимался как высшая божественная сила, регулирующая порядок в природе и в обществе. Император, которого считали избранником Небес (отсюда один из его официальных титулов «Сын Неба») и исполнителем его воли, действовал как посредник между Небом и людьми, поэтому, согласно традиции, только он мог совершать обряды в его честь. Священным долгом и прерогативой монарха было также поклонение Земле.
Самым главным объектом поклонения императора были его предки и предшественники – правители предыдущих династий. Культ предков, защитников и покровителей живых потомков, восходящий к древнему культу мертвых, приобрел исключительное значение в Китае из-за влияния конфуцианства. Почитание умерших предков стало в некотором смысле продолжением благоговейного отношения младших к старшим, предписанного конфуцианским принципом сыновней почтительности.
Основная цель новых религиозных законов – обеспечить условия для проведения жертвоприношений в полном соответствии с установленными стандартами. При этом составители сборника останавливались как на материальных, так и на духовных и идеологических аспектах дела:
- приготовление жертвоприношений соответствующего качества и количества;
- недопущение к участию в ритуалах людей, душевное состояние или нравственное поведение которых не соответствует торжественности момента;
- соблюдение четко установленной церемонии;
- недопущение атаки на ритуальные прерогативы власти;
- недопущение приносить неуместные жертвы.
Логическим следствием такого подхода стала охрана религиозных построек и их территории законом, а также элементов, необходимых для проведения религиозных церемоний.
В области экономики интересы авторов свода законов были сконцентрированы на сфере государственного хозяйства, и почти не касались частного производства (например, законы о соляной монополии, о гидротехнических сооружениях или государственном ремесле).
В своде законов присутствует свойственный китайскому законодательству принцип коллективной ответственности. Например, в ряде случаев, помимо самого преступника, за правонарушение были наказаны его соседи, не сообщившие властям о противоправных действиях, а также руководители соответствующих административно-территориальных единиц, муж или сыновья были наказаны за проступки жены и т. д.
Своды законов династии Цин
В Цинском Китае было два систематизированных свода законов:
- один касался государственного и административного права,
- второй – уголовного, гражданского и семейного права.
Первый набор законов (Дацин Хуэйдянь) содержал подробные правила, касающиеся функций всех государственных учреждений. Например, в нем были перечислены должности государственных служащих в каждом из 1293 уездов империи.
Тексты кодексов законов не составлялись каждой династией заново, они лишь вносили изменения в законы предыдущих династий. В 1644 г. Цинский двор назначил специальную комиссию для изучения минского свода законов Дамин люй с целью внесения в него поправок. Составление нового свода законов было завершено в 1646 году, а уже в 1647 году он был опубликован. По итогам работы Комиссии по кодификации абсолютное большинство законов династии Мин вошло в Свод законов Цин в качестве основных законов (люй).
Новые законы, принятые династией Цин, были включены туда в виде дополнительных указов (ли). По указу 1746 г. они должны были периодически пересматриваться, после чего эти правки производились каждые пять-десять лет. Второй набор законов именовался Дацин люйли. По нему маньчжурские завоеватели занимали привилегированное положение по сравнению с коренным населением. Маньчжуров наказывали менее сурово, чем китайцев. Они могли заменять тяжелое наказание более легким.
При Цине все дополнительные статьи, которые периодически включались в уголовный кодекс, издавались от имени императора. Среди них немалое количество действовало в определенном регионе, а не на всей территории, что делало их особыми региональными законами. Поскольку эти законы были включены в Кодекс Цин в качестве дополнительных статей к основным статьям, их нередко называли «специальными дополнительными статьями регионального характера».
Именно при Цинской династии дополнительные статьи стали предпочтительной формой специальных региональных законов в централизованной правовой системе. Начиная с эпохи Цяньлун (1735-1796 гг.), оригинальные статьи Цинского кодекса больше не подвергались поправкам и пересмотрам. Поскольку эти статьи играли стабилизирующую роль основного закона, они содержат очень мало специальных правил, адаптированных к конкретным местным условиям.