Старовавилонский период – это период правления династии амореев в Вавилоне в первой половине II тысячелетия до н. э.
Источники по истории Старовавилонского периода
Историки обладают значительным объемом клинописных документов первых веков 2-го тысячелетия до нашей эры, принадлежавших не государству или храмам, а частным лицам. Эти таблички фиксировали имущественные сделки, содержали договоры о заключении брака, усыновлении или разделе наследства, семейную переписку. Эти источники дали богатый материал для исследования частноправовых отношений в Старовавилонский период.
В разных городах Междуречья почти одновременно составляются сборники законов, которые фиксировали городское право. Близость между сборниками по композиции, терминологии, формулировкам и общим принципам позволяет проследить сложившуюся традицию «клинописного права». Важнейшие области частного права подверглись кодификации с очевидной целью не допустить в суде произвола «сильного» (термин самих законов).
Характерной чертой древних писаных законов является стремление наказать преступника по решению суда, исключив кровную месть. В законах последовательно проводился принцип талиона.
Принцип талиона – это возмездие, по силе равное преступлению.
Одновременно в законах наблюдается тенденция к замене телесных наказаний денежным штрафом, что давало состоятельным людям возможность избежать калечащих или позорящих наказаний.
Структура законов Хаммурапи
Наиболее сохранившимся является сборник законов Хаммурапи.
Хаммурапи (1792-1750 годы до н. э.) – это царь из I Вавилонской династии аморейского происхождения.
Хаммурапи известен по дипломатической переписке и распоряжениям хозяйственного характера. Прослеживается его политика расширения территории, приведшая под власть Вавилона всю Месопотамию – от Персидского залива до городов Мари на Евфрате и Ниневии на Тигре. Главным достижением его является создание Законов Хаммурапи – крупнейшего образца клинописного права.
Как было принято в сборниках месопотамских законов, текст Законов на старовавилонском диалекте аккадского языка, открывается прологом. Поклонение в начале текста великим богам Эа, Ану и Энлилю, а также богу Солнца Шамашу давало законам религиозную обоснованность. Последующий текст пролога представляет собой перечень благодеяний, которые Хаммурапи оказывал храмам тех или иных богов в каждом городе Месопотамии. Смысл списков богов, царских благодеяний, храмов и городов очевиден: Хаммурапи заявлял о богоугодных делах и указывал на поддержку всех местных храмов, чем декларировал свою власть над городами Вавилонии.
Этот каталог географических названий дает возможность представить политическую карту Вавилонии в эпоху Хаммурапи. Старовавилонское царство выступало ассоциацией городов во главе с Вавилоном, хранимым богом Мардуком.
Содержание Законов Хаммурапи
Содержание Законов дает картину старовавилонского общества, хотя и оставшуюся неполной. Односторонность картины определена тем, что в них редко фигурируют представители государственной власти или работники храмов.
Царский суд не подменил органы общинного самоуправления. Человек, по нерадивости не укрепивший плотину оросительных сооружений и тем самым погубивший урожай соседей, подвергается взыскиванию с него убытков самими соседями. Община выступает третейским судьей, администратором, казначеем. Она продолжает оставаться важнейшей формой организации общества древней Месопотамии.
В общине полноправными членами являлись главы семей, владевших земельными участками на территории поселения. Не имеющий собственной земли, арендовал ее за долю урожая. Также он имел шанс получить участок земли из государственного фонда, но тогда считался царским слугой и нес повинности. Не имеющий надела на общинной территории, не участвовал в деятельности органов самоуправления. Царский слуга считался менее уважаемым, чем свободные граждане.
В семьях редко разделялось имущество между отцом и сыновьями. Даже после смерти отца, сыновья чаще всего продолжали жить под одной крышей. В больших семьях поддерживались патриархальные порядки. Именно глава семьи был лицом, отвечавшим за все семейное имущество. Сделки с семейным имуществом, совершенные без одобрения главы семьи, признавались недействительными. Отец в интересах семьи мог отдать в кабалу жену или сына (либо сам пойти в кабалу). Однако кредитор не имел права относиться к свободнорожденным как к купленным рабам, поскольку они не были его собственностью. В случае уголовных преступлений в отношении должника, находившегося в кабале, закон наказывал виновных так же, как за преступления против свободных. Зафиксированный в законах обычай требовал, чтобы кабальный должник через три года был отпущен на свободу.
В большую патриархальную семью входили жены и наложницы хозяина вместе с детьми. В Вавилонии был распространен институт усыновления, через посредство которого оформлялись самые разнообразные отношения. Ребенка мог усыновить бесплодный мужчина. При высокой смертности и прочности родственных связей институт усыновления стал средством социальной защиты сирот. Однако нередко под юридическим покровом скрывались иные мотивы – усыновлялись обнищавшие люди, которые становились батраками в доме «родителей».
В статьях Законов Хаммурапи упомянуты рабы. Их, как правило, использовали в домашнем хозяйстве. Бытовое положение рабов мало отличалось от младших членов семьи, однако было и одно весьма существенное различие. Неполноправный член семьи считался личностью, а раб, даже при гуманном отношении, считался собственностью, почти такой же, как вещь или скотина. Если за убийство свободного человека виновному грозила казнь, то за убийство раба он платил лишь его цену, то есть возмещал ущерб.
Честь свободных вавилонянок строго охранялась законом, а рабыни не имели никакой чести. Хозяин мог всегда сделать ее наложницей. Если рождался ребенок, то хозяин давал свободу и ему, и матери: сын свободного гражданина (даже от рабыни) не мог находиться в рабском статусе, а матери свободного сына нельзя было оставаться рабыней.
В некоторых аспектах вавилоняне ставили на одну доску сына и раба: оба во многом зависели от отца-рабовладельца. Однако глава семьи без веских причин не мог лишить наследства сына, поскольку имущество было общесемейной собственностью. После смерти хозяина старшим становился его сын. К числу законных наследников мог быть отнесен сын от рабыни-наложницы, если на то была воля отца. Однако преимущественным правом, связанным со старшинством-первородством, он не обладал.
Законами не во всех случаях предусматривалось судебное разбирательство. Например, поджигателя, пойманного на месте преступления, просто бросали в огонь.