Что такое карнавал
Происхождение слова «карнавал» до конца неизвестно. Некоторые ученые считают, что это слова имеет латинское происхождение и состоит из двух корней – carno (мясо), и vale (прощай). То есть карнавал означает «прощаюсь с мясом».
В узком смысле карнавал – это разгульное празднество перед Великим постом.
История возникновения карнавала связана с языческими церемониями. Люди издавна осознавали, что природа оказывает непосредственное влияние на судьбу человека. Ощущая единство с ней, в январские праздники люди наряжались в телячьи или оленьи шкуры и устраивали под открытым небом гулянья и игры.
Когда на смену язычеству пришло христианство к ним добавились религиозные обряды. То, что люди пытались отразить в праздниках, должно было способствовать победе добра и святости над злом и скверной.
Карнавалы и связанные с ними шуточные действия или обряды занимали в жизни средневекового человека важное место.
Празднества обычно устраивали на городской площади, так как это было самое просторное место в средневековом городе.
По площади бродили и импровизаторы, которые по заявкам зрителей сочиняли на любую тему стихи. Впоследствии выступления жонглеров, импровизаторов и сказителей станут частью итальянского карнавала.
Благодаря карнавальным играм возникли различные виды зрелищного искусства – комедия дель арте, фарс, соти, эстрадные жанровые разновидности.
Родиной карнавала считается Венеция. Известно, что еще в X веке в честь военных побед над далматинскими пиратами специальными указами были учреждены народные игры и различные развлечения, которые проводились на городской площади.
С XI века городские праздники стали проходить в канун Великого поста. Обычно музыка, танцы стихийно охватывали городские улицы и площадь.
Позднее, ближе к XIII веку основными слагаемыми карнавала становятся игры, процессии, акробатические и спортивные выступления и маски.
Особенности средневекового карнавала
Карнавал начинался с комической церемонии выбора дурацкого епископа. Затем его отводили в церковь. Епископа сопровождала процессия, облаченная в маски и женские одежды, скоморохов и животных.
В церкви дурацкий епископ служил праздничную мессу и всех благословлял, а дьяконы демонстративно ели колбасу, плясали и играли к азартные игры.
После окончания мессы начинался полный разгул. Люди бегали по храму, танцевали, раздевались, одним словом позволяли себе все. Затем все садились в тележки, наполненные нечистотами и разъезжали по городу, распевая непристойные песни и бросая нечистоты в прохожих.
В эпоху Средневековья смех был неотъемлемой частью праздника. В пасхальные дни в церкви разрешалось смеяться и шутить.
Священник с кафедры развлекал прихожан шутками и рассказами, чтобы развеселить их после долгого поста и уныния и вызвать у них смех, который так и назывался «пасхальным смехом».
Олицетворением карнавала был пузатый весельчак. Его фигуру возили по городу, а потом проводили его символическую казнь. Сначала карнавальное чучело делали в образе зверя или растения, а потом – в виде человека.
Носителями карнавальной культуры были шуты и дураки. Это не были актеры, воплощавшие эти образы только на сцене. Шуты и дураки всегда были в этих образах, где бы они не появлялись.
В карнавале мир был как бы перевернутым: менялись местам король и шут, небо и земля. В каждом доме хозяева и рабы тоже менялись местами: рабы управляли домом, а хозяева им прислуживали. В карнавальном мире также менялись ролями мужчины и женщины.
Во время карнавала люди как бы освобождались от господствующей идеологии и существующего строя, отменялись все иерархические отношения, нормы и привилегия. В стремительном карнавальном вихре стирались все сословные предрассудки, барьеры между бедными и богатыми.
В карнавале игра становилась жизнью, и жизнь игрой. В этом и заключается специфическая природа карнавала. Карнавал давал людям как бы вторую жизнь. Народ временно погружался в царство всеобщности, свободы и равенства.
Но затем все заканчивается, и все встает на свои места. Хозяйки наводят в домах порядок, натирают до блеска посуду, готовить еду. Пост изгнал Карнавал.
Люди возвращаются к своим тяжелым будням, полным страха и надежд. Трубочисты обсыпают прохожих пеплом, напоминая о покаянии и смирении. Прихожане снова начинаю читать молитвы и думать об искуплении грехов.