Общие сведения о цивилизации
Цивилизация представляет собой некую культурную сущность. Народы, регионы, деревни, этнические группы - все они обладают своей особой, непохожей на другие культурой.
Сегодня проблема цивилизации вышла на первый план. Интерес к ней связан с несколькими причинами. Одна из них – научно-техническая революция, которая способствует быстрому формированию автоматизированного, информационного, технологического способа производства во всех странах Запада и Востока.
На фоне сложившейся геополитической обстановки социокультурные и цивилизационные факторы начинают приобретать все большее значение. В мировой политике наблюдается не только межгосударственное, но и межцивилизационное противодействие.
Данные вопросы рассмотрены в фундаментальном труде американского политолога и социолога С. Хантингтона под названием «Столкновение цивилизаций. Пересмотр международного порядка» (1996 год). Он провел комплексный анализ черт ведущих мировых цивилизаций, рассмотрел их как субъекты мировой политики, раскрыл особенности межцивилизационных отношений и противоречий.
Концепция С. Хантингтона
Современный мир в представлении Хантингтона является многополюсным, многоцивилизационным и многокультурным.
Хантингтон считает, что эпоху индустриализма и наций-государств сменяет эпоха, в которой на первое место выходят межцивилизационные и межкультурные противоречия.
Глобализация приводит к обострению и актуализации идентичности, ускоряя процесс политизации межкультурных и межцивилизационных отношений, приводя к повышению роли цивилизационного сознания.
Взаимодействие между народами приводит к росту межцивилизационного самосознания, к углублению понимания как различий между цивилизациями, так и их общности.
В своем труде С. Хантингтон рассматривает основные характеристики западной, православно-славянской, исламской, индуистской, конфуцианской, японской, латиноамериканской и африканской цивилизаций и утверждает, что их роль в мировой политике не всегда предсказуема.
Каждая цивилизация имеет уникальную историю и культуру, традиции и язык. Представители разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, между группой и индивидом, гражданином и государством, родителями и детьми, на отношениями между супругами и т. д. Это фундаментальные различия, сложившиеся в течение нескольких веков, поэтому в ближайшее перспективе они все еще будут сохраняться.
Именно различия, считает Хантингтон, порождают конфликты, но все же это происходит не всегда.
Суть его гипотезы о роли цивилизаций в мировой политике можно сформулировать следующим образом: противоречия между ведущими мировыми цивилизациями важны и реальны. Цивилизационное самосознание имеет тенденцию к возрастанию.
На смену идеологическим и другим формам конфликтов в качестве преобладающей формы глобального конфликта придет конфликт между цивилизациями.
Активными участниками международных отношений становятся, в том числе и незападные цивилизации.
В области политики, экономики и безопасности внутри цивилизаций будут складываться эффективные международные институты.
Хантингтон утверждает, что в будущем между группами, относящимися к разным цивилизациям, чаще будут возникать конфликты, чем внутри одной цивилизации.
Отношения между Западом и остальными странами станут главным направлениям международной политики. А взаимоотношения между западными странами и странами исламо-конфуцианского ареала станут основным очагом международных конфликтов.
Хантингтон признает авторитаризм Запада во внешней политике, то, что конфликты провоцируют именно западные страны. Их суть заключается в экспансии либерально-демократической парадигмы, стирающей другие культуры и экспортирующей универсализацию мирового пространства, в которой заинтересован Запад, а также политические и экономические ценности.
Ради этой цели Запад использует международные организации, военные силы и финансовые ресурсы.
Хантингтон полагает, что больше всего проблем у Запада будет с Россией. Также он прогнозирует столкновения Запада с Мексикой и Турцией, так как эти страны будут противодействовать вестернизации. Хантингтон указывает на опасность цивилизационного раскола в США из-за массовой иммиграции представителей азиатских стран, негров и латиноамериканцев. По его мнению, данная ситуация может способствовать размыванию западной идентичности людьми, которые духовно в нее не интегрированы.
Концепция Хантингтона привлекла внимание политиков и ученых всего мира. Если проанализировать события за последние несколько лет, то можно сделать вывод о том, что его исследование актуально и имеет долговременную значимость.