Современное пиратство — это ряд преступлений, состоящих в незаконном захвате и ограблении гражданских или торговых, речных или морских судов.
Современное пиратство в этом смысле не отличается от пиратства, известного с античных времен.
Пиратство в Малаккском проливе
В 1990-х – начале 2000-х годов опасным местом в отношении угрозы пиратства стал Малаккский пролив между островом Суматра и Малайским полуостровом. У побережья Сингапура ширина канала Филлипс составляет 2,5 километра — это самое узкое в мире место на путях транспортировки нефти. Это сделало пролив привлекательным местом для пиратов и террористов. В последние годы пиратство стало главной проблемой пролива.
В 1994-2000-м годах количество нападений пиратов выросло с 25 до 220 в год.
В 2004 году количество нападений в проливе вновь возросло. В 2004 году по всему миру зарегистрировали 325 пиратских атак; при этом 93 произошли в водах Индонезии, 9 в водах Малайзии, 8 в водах Сингапура.
В результате власти Сингапура, Малайзии, Индонезии организовали постоянное патрулирование вод пролива вооруженными силами. Однако Сингапур был сторонником международной помощи, а Малайзия и Индонезия выступали против интервенции. Было не ясно, смогут ли страны справиться с пиратством. Особенно остро проблема стояла в Индонезии.
К антипиратскому патрулированию в 2006 году совместно с Индонезией, у которой было недостаточно сил для патрулирования, присоединились ВМС и береговая охрана Индии.
Индия при этом построила базу БПЛА на Никобарских и Андаманских островах для наблюдения за прилегающим к проливу Андаманским морем.
Благодаря сотрудничеству этих стран пиратство в регионе удалось ликвидировать: в 2008 году зафиксированы лишь две попытки нападения.
21 апреля 2011 года командующий малазийских Вооруженных сил Тан Шри Дато Шри Азизан Ариффин сказал, что в 2010 году пиратство в Малаккском проливе достигло «уровня, близкого к нулю» в связи с сотрудничеством между Сингапуром, Малайзией, Таиландом и Индонезией.
Несмотря на то, что проблему пиратства в целом удалось решить усилиями стран АСЕАН, отдельные нападения случаются до сих пор.
Сомалийские пираты
В наши дни наибольшую активность пиратство сохраняет у берегов Аденского залива и в Сомалийском регионе.
Сомалийские пираты — это современные вооруженные группировки, которые захватывают у берегов Сомали морские суда с целью получения выкупа.
В регионе пиратство активизировалось в 2000 году в связи с нестабильной обстановкой в Сомали. После падения правительства автономного района Пунтленда, провозгласившего автономность 12 августа 1998 года, местные жители, составлявшие береговую охрану, стали захватывать рыболовецкие суда под флагами Китая, Таиланда и Испании, требуя выплатить «штрафы» в размере 20-50 тысяч долларов США.
Сомалийское пиратство поначалу не казалось серьезной проблемой. После уплаты денег диаспоре сомалийцев в любом месте от Найроби до Лондона корабли отпускали. Пираты в первые годы поддерживали дисциплину: выгоняли или штрафовали тех, кто наносил судам ущерб.
В 2005 году нанятая для охраны рыболовного таиландского корабля сомалийская береговая охрана захватила его, и потребовала выкуп в 800 тысяч американских долларов. Хотя попытка не увенчалась успехом, идея была подхвачена.
В 2006 году произошло около 20 пиратских атак.
В следующем году количество атак удвоилось, а размер выкупа вырос до 1,5 млн долларов. Полученные деньги пираты вкладывали в команду и корабли.
В 2008 году были совершены 134 пиратские атаки и 32 успешных захвата. При этом был захвачен супертанкер «Sirius Star». Этот случай привлек к проблеме внимание аналитиков и специализирующихся на терроризме военных.
По данным Международной морской организации в 2010 году большинство нападений случились в Восточной Африке (у берегов Мозамбика, Сомали, Кении, Танзании). В 2011 году выросла опасность для кораблей, проходящих поблизости от Сомали и Аденского залива.
В начале 2011 года у берегов Пунтленд произошло 97 пиратских нападений из 142 зарегистрированных в мире. Международное морское бюро сообщает, что это составляло на 77 % больше по сравнению с предыдущим годом.
Пираты как правило захватывают корабли ради выкупа. Весной 2011 года пираты удерживали 50 судов и 480 моряков в ожидании выкупа. В то же время в тюрьмах находились 1011 пиратов из 20 стран, будучи осужденными или ожидая решения суда.
Увеличивается выкуп за захваченные суда. 7 апреля 2011 года организация владельцев танкеров Intertanko выплатила 13,5 миллионов американских долларов за выкуп танкера Irene SL, который перевозил 1,8 млн баррелей нефти, и команду в 25 человек, которые в плену провели 58 дней. Стоит отметить, что пиратов не интересовал груз нефти, оцениваемой в 200 млн долларов США. Пираты использовали танкер в качестве боевого корабля — на нем подходили к другим кораблям и, пользуясь высотой корпуса, обстреливали их сверху.
Пираты в среднем получают 4 миллиона долларов за корабль, а на операцию затрачивают 300 тысяч долларов, из них на взятки идут 180 тысяч.
Среди пиратов есть специализация: разведка, группа захвата, переговорщики, охрана на суше. Около 10 % выкупа идет местным политикам, пожилым людям, обществу.
На международной конференции по проблеме пиратства в Дубае в апреле 2011 года, размер нанесенного пиратством ущерба был оценен в 7-12 млрд долларов США в год. Это означает 100—200 долларов на каждые 3000 долларов для клиентов. В то же время процветают предоставляющие охрану агентства.
Пиратство в Гвинейском заливе
Гвинейский залив омывает страны Гана, Того, Кот-д'Ивуар, Нигерия, Бенин, Камерун, Демократическая Республика Конго.
Пираты Гвинейского залива представляют собой вооруженные преступные структуры, использующие насильственные методы для хищения нефтепродуктов.
В 2016 году Американская организация «Океаны без пиратства» признала Гвинейский залив самым опасным для мореплавателей местом на Земле.