Византия (395 — 1453) — это государство, сформировавшееся вследствие раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I.
Социальные связи
Византийское общество рассматривалось как совокупность подданных, обязанных служить императору личностью и имуществом. Основу общества составляло крестьянство, объединенное в самоуправлявшиеся общины – митрокомии. Свободные крестьяне («георгики») делились на несколько категорий:
- динаты – пользуясь правами приоритетной покупки земель общинников, они скупали собственность соседей и становились землевладельцами, использовавшими труд зависимых и наемных крестьян. Динаты исполняли конную военную службу;
- стратиоты - крестьяне-середняки, во время войны они служили в пехоте;
- апоры – неимущие, бедняки, сдававшие земли в аренду более состоятельным;
- мистии – наемные работники.
Крестьяне платили подворный сбор капникон, натуральный налог синону и налог в пользу церкви каноникон. С VIII века в Византии появляются парики – формально юридически свободные, не прикрепленные к земле, но ограниченные в правах люди; их повинности были в три раза выше повинностей георгиков.
Землевладельческая знать получала пожалования от императора на взыскание с селений или областей государственных налогов. В XI веке сложилась привилегированная группа обладателей подобных пожалований (прониары). Они получали эскуссии (освобождение от налогов) и изъятие земельных владений из-под государственного контроля. Прониары были обязаны нести военную службу. Им дозволялось содержать свои вооруженные свиты.
В Византии многочисленным было городское сословие, поскольку империя являлась урбанизированной страной. Горожане объединялись в корпорации. Среди них пользовались большим влиянием объединения торговцев. Города и корпорации находились в зависимости от государства и не имели самоуправления.
Многочисленным было византийское духовенство. Вершину церковной иерархии занимал патриарх; ниже находились митрополиты, возглавлявшие церковные области; еще ниже – правители церковных округов архиепископы; епископы руководили делами церкви в городах с прилегающими районами. Монашество объединялось в монастыри, из которых наиболее крупными и влиятельными были Студийский и Афонский.
Особенностью было существование иерархизированного разветвленного чиновничества. С X века сложилась система титулов и чинов, включавшая 18 рангов. Титулы и чины предоставлялись за службу императору. Существовали не входившие в иерархию должности, например, евнухи. Наибольшим влиянием пользовались спальничьи (паракимонены). Именно они зачастую выдвигались на роль временщиков.
В Византии не подлежали уголовной ответственности должностные злоупотребления и преступления. Взятки официально узаконены как дары, и существовали таксы за услуги, в зависимости от ранга чиновника.
Семейные связи
Основной ячейкой общества в Византии была семья. Она образовывала домохозяйство. В нормальных условиях семья занимала дом — жить за перегородкой с другой семьей, казалось византийцам признаком бедности.
Упрочение семьи началось с формализации брака. Согласно римскому праву, он заключался без формальностей, по одному согласию сторон — в Византии же брак оформлялся обрядами, включавшими церковное венчание.
Формализуется помолвка, которая по римским нормам была лишь обещанием вступить в брак. Формализация началась с установления залога, что вытекало из восточных представлений о браке-покупке и что придавало помолвке обязательность, которой не было в римском праве. Законодательство Алексея I Комнина практически приравняло помолвку к браку. Характерный для Рима брачный союз второго сорта конкубинат был в VIII веке приравнен к браку, а после утверждения формального бракосочетания заключение конкубината стало немыслимым. Многоженство, редкое, но возможное в Риме, было запрещено в VIII веке, а внебрачные связи карались: суд мог присудить усечение носа, а застигнутого в постели любовника супруг имел право убить. Проституция имела моральное осуждение.
Расторжение брака с течением времени было также формализовано. Развод стал допустимым лишь при законодательно предусмотренных определенных условиях. Римское право не имело препятствий для человека, намеревающегося вступить в брак после развода. Византийское право терпело только второй брак и накладывало церковное наказание на вступающего в брак в третий раз.
Семейно-имущественные отношения стали прочнее. Византийское право рассматривало имущество супругов как слитое.
На рубеже XI-XII веков в природе византийской семьи начались перемены. На адюльтер смотрят в XII веке снисходительно, а незаконных детей приравнивают к официальному потомству. Женщины, которых в XI веке держали во внутренних покоях, выходят в мир.
Другая тенденция XII века — упрочение выходящих за пределы семьи родственных связей. Семью теперь ощущают как часть рода. Фамильные имена, практически не существовавшие в VIII— IX веках, становятся все более распространенными в среде знати. Однако передача фамилии осуществляется своевольно: человек мог принять фамилию матери или бабки, родные братья могли иметь разные фамильные имена. И все-таки аристократические «кланы» с конца XI века становятся реальностью: в это время оформляются роды Палеологов, Комнинов, Кантакузинов, которые не сходят со сцены до конца империи.
Особенно наглядно тенденция к укреплению семейных связей обнаруживается при сопоставлении семей с другими социальными ячейками византийского общества. Сельская община была рыхлой. Ее угодья составляли резервный фонд деревни, а не экономическую основу общего хозяйствования. Не было переделов. Сады, поля и виноградники, отделенные оградами или канавами, не подчинялись принудительному севообороту. Природные условия горной страны, где земли не образовывали сплошных массивов, а были разбросаны по склонам, где крестьянские наделы разделялись на мелкие доли, способствовали разобщению общины.