Специфика культуры Швейцарии
Культура Швейцарии в $XVI$-первой половине $XVII$ века характеризуется несколькими особенностями.
- Первая из них состояла в тяготении отдельных регионов страны к соседним странам, говорящим на том же языке, что и населения данного региона. Часть районов сохраняли близость с немецкими землями, другие территории стремились к французским или итальянским соседям. Это приводило к некоторому расколу политического единства государства, но одновременно сближало регионы страны с одной и той же верой. Хотя их население могло говорить на разных языках.
- Другая особенность заключалась в усилении культурного контраста между городскими и сельскими кантонами. Такое различие в развитии кантонов стало проявляется в предыдущие века, но в данный период оно стало выражаться довольно ярко.
- Третья особенность – отсутствие в стране центров придворной культуры. Если в соседних странах придворная культура получила большое значение, то в Швейцарии она не получила развития.
- Последняя особенная черта культуры Швейцарии – сохранение на более длительное время, чем в других странах Европы, средневековых традиций и догм.
Этапы развития культуры в Швейцарии
В развитии культуры в Швейцарии в $XVI$ - первой половине $XVII$ веках выделяется три основных этапа:
- Первый этап охватывает первые десятилетия $XVI$ века. Он начинается с распространения книгопечатания и расцветом гуманизма.
- Второй этап завершился в 1560-е годы. Он характеризуется влиянием реформационных процессов.
- Третий этап приходится наконец $XVI$-начало $XVII$ века. Основополагающее воздействие на культуру в это время оказывает Контрреформация. Начинается перемещение очагов культуры из центра в провинции (провинциализация) и последующий её упадок.
Выдающиеся личности культуры Швейцарии
Под влиянием Италии в Швейцарии получают распространение идеи ренессанса. Под воздействием германского гуманизма город Базель становится одним из центров гуманистического движения.
Многие годы преподавал в базельском университете гуманист С. Брант. Не один раз останавливался в городе, а однажды даже жил (с 1521 по 1529 годы) в нём* Эразм Роттердамский. Беат Ренан формировался здесь как выдающийся историк-гуманист. В Базеле после изобретения книгопечатания действовало несколько крупных типографий. Почитали Эразма выпускали свои теологические труды. И хотя взгляды многих его последователей позднее разошли с учением былого кумира, их книги распространялись по странам Европы.
К деятелям Швейцарии относится математик и поэт, музыкальный теоретик и знаток греческого языка Генрих Глареан. В Базеле Глареан открыл собственную школу, написав для неё несколько педагогических трудов. Популярность получило его стихотворное описание истории и географии Швейцарии. Не менее значим его другое сочинение – «Двадцатиструнник». Он толковал музыку не только как воспитательницу морали, но и как «мать наслаждения».
Иоахим Вадиан прославил Швейцарию своим трудом «О поэтике и науке стихотворства». Это сочинение содержало историю развития немецкоязычной литературы. Она рассматривалась в контексте развития литературы народов Европы, начиная с глубокой древности.
Естественные науки также испытывали влияние ренессанса. Врач Теофраст Парацельс сблизил медицину и химию, обосновал основы натурфилософии. Новым во врачевании стало использование химических медикаментов, то дало толчок развитию фармацевтики. Парацельс призывал учёных искать не золото, а способы излечения людей. Он видел неразрывную связь природы, человека и единого мироздания.
Другой врач Конрад Геснер обустроил ботанический сад в Цюрихе, написал книгу «История животных». Современники называли его «Плинием Гельвецием».
В живописи прославился Ганс Гольбейн Младший. Он иллюстрировал книгу Эразма Роттердамского «Похвала глупости». При написании портретов Гольбейн умел изобразить объективные характеристики внутреннего мира человека на холсте.