Шан Ян (390 до н. э. — 338 до н. э.) — это китайский политический деятель и мыслитель, основоположник легизма — учения, противного учениям конфуцианства и даосизма.
Легизм — это китайская философская школа периода Чжаньго, сформировавшаяся в IV-III вв. до н. э., известная как «Школа законников».
Основной идеей легизма было равенство перед Сыном Неба и Законом, следствием чего стала идея раздачи титулов по реальным заслугам. Согласно идее легизма любой простолюдин мог дослужиться до любого чина.
Биография и государственная деятельность Шан Яна
Шан Ян был выходцем из обедневшей семьи аристократов в царстве Вэй, из-за чего его называли «вэйским Яном». Побочный сын правителя, Ян занимал невысокий пост чжуншуцзы (секретарь) при первом министре Гун Шу-цзо. Пытаясь выдвинуться, он предложил правителю план реформ в рамках легистской идеологии. Получив отказ, Гунсунь Ян оставил родину и в 361 году до н. э. поступил на службу к правителю царства Цинь Сяо-гуну, став постепенно первым советником.
С 356 года до н. э. Шан Ян провел ряд экономических и политических реформ, направленных на абсолютизацию власти, положения аристократии, укрепление общинной верхушки. Стройный план Шан Яна прежде всего был нацелен на централизацию, увеличение военной мощи и рост производства. Все отвлекающие от этого занятия — развлечения, музыка, изучение наук, торговля — объявлялись «паразитами», способствующими ослаблению государства, и подлежали фактическому преследованию. В ходе административной реформы царство Цинь разделялось на 31 уезд во главе с губернаторами, назначенными правителем. Знати и чиновникам строго запрещалось вести личные дела или преследовать корыстные цели. За нарушение запретов, следовали суровые наказания.
Новые законы стали обязательными под угрозой наказания для всех подданных, включая наследника престола. Беспощадные наказания заставили циньцев неукоснительно соблюдать царские указы.
В результате деятельности Шан Яна были ликвидированы привилегии родовой аристократии, и власть в стране перешла к бюрократии. Было провозглашено, что знатность будет зависеть не от рода, а от личных заслуг отдельного человека на службе государству. Шан Ян рекомендовал в первую очередь выдвигать тех, кто доказал преданность государю на военной службе. Это открыло карьерные возможности способным лицам разного происхождения и уроженцам других государств.
Шан Ян принял ряд мер для увеличения зернового производства путем поощрения инициативы за счет ослабления общины. Пустоши, превращенные человеком в поля, превращались в его частную собственность. Это было революционным нововведением, поскольку в Китае ранее нигде земля не была собственностью. Шан Ян впервые в китайской истории установил частную собственность на землю.
Ранее распространенные большие семьи, где проживали совместно несколько поколений, принудительно подвергались разделению. Изданный закон гласил: с семей, где в одном помещении живут родители, сыновья, братья с женами, брать удвоенный налог. Были введены единые меры длины и веса.
Для полного контроля вводилась система круговой поруки, при которой ответственность за действия человека несли его соседи, включенные в «пятерки» или «десятки». Это заставляло подданных следить за окружающими и доносить на соседей в страхе перед репрессиями. Аналогичная система круговой поруки вводилась в армейских подразделениях.
Одним из средств укрепления государства Шан Ян полагал войну. Согласно этой доктрине, царство Цинь было должно вести постоянные войны с соседними царствами хотя бы для поддержания боеспособности армии. В 352 году до н. э., возглавляя циньское войско, Шан Ян нанес поражение войскам родного Вэй, которое отдало Цинь ряд территорий.
За заслуги перед государством Ян был пожалован деревнями в области Шан, из-за чего стал известен как Шан Ян. В 338 году до н. э., престол Цинь занял сын Сяо-гуна Хуэйвэнь-ван, ненавидевший Шан Яна за наказания его учителей. Правитель обвинил Шан Яна в измене и приказал схватить его. Спасаясь, Шан Ян бежал в Вэй. Но вэйцы не дали бежать ему в другое княжество и выдворили обратно в Цинь. Затем Шан Ян направился в область Шан, где была набрана его армия. В поисках выхода Шан Ян пытался напасть на царство Чжэн с целью создать собственное владение. Но был настигнут циньскими войскими, в сражении разбит, взят в плен и казнен.
Все реформы Шан Яна остались в силе, поскольку способствовали укреплению царской власти. Эти реформы привели к усилению Цинь, которое завоевало в дальнейшем остальные китайские царства и объединить Китай.
Значение идей Шан Яна
Идеи оказали воздействие как на современников, так и на последующие поколения. Благодаря их внедрению циньские цари менее чем за век сумели превратить государство в сильнейшее из семи царств («Сражающиеся царства» эпохи Чжаньго), что дало возможность для Цинь Шихуана объединить Китай. Однако в древности оценка деятельности Шан Яна не была однозначной. Признавая практические результаты, многие мыслители не могли смириться с рядом положений легизма, развитых Шан Яном. Так, не находили понимания идея врожденной порочности человека, идея пользы войны и агрессивной внешней политики, идея установления общего свода наказаний, идея круговой поруки при ответственности за преступление, идея запрета на свободное распространение учений, физическое уничтожение письменных произведений, противоречивших легизму. Однако многовековая борьба с учением Шан Яна привела лишь к формальной победе, поскольку в ходе борьбы остальные китайские философско-политические учения (в том числе конфуцианство) утратили первоначальные черты, вобрав положения легизма, включая вызывавшие наибольшее отторжение.
Шан Ян был сторонником милитаризма, превратившим Цинь в одно из сильнейших царств, поощрял сельское хозяйство и ремесла, в популистских целях обращал в рабство купцов, распустил невоенную аристократию.
Шан Ян в современной историографии прежде всего известен как человек, впервые сформулировавший законченные принципы тоталитарного государства. До нашего времени сохранился принадлежащий Шан Яну трактат «Книга Правителя области Шан».