Положение католической церкви в Скандинавии
В $XVI$ веке католическая церковь владела третьей частью всех освоенных земель. Епископы обладали огромной властью: они могли заседать в государственных советах, могли выполнять функции канцлеров. Сильная королевская власть была неугодна высшему католическому духовенству, оно противилось её усилению. Короли же стремились сломить политическое могущество церкви, а также пополнить государственную казну и угодить дворянам. Королей поддерживали крестьяне и бюргерство. Передовая часть духовенства понимала необходимость удешевить церковь и боролась за её очищение.
В 1520-е годы в Скандинавии появляются последователи Лютера. Они обучались в Виттенбергском университете, после окончания которого вернулись на родину в качестве просветителей. К ним относятся:
- Ханс Таусен в Дании;
- Олаус Петри в Швеции;
- Петер Сяркклахти и Михаил Агрикола в Финляндии.
Протестанты получили широкую поддержку в североевропейском обществе. Правители государств избрали путь проведения Реформации по немецкому образцу, и приступили к проведению реформ «сверху». С 1527 года Реформация проводится в Швеции и Финляндии, с 1536 года – в Дании, Норвегии и Исландии.
Проведение Реформации в странах северной Европы
В Дании проведение Реформации связано с Хансом Таусеном. После учёбы в Виттенберге он вернулся и стал проповедовать лютеранство на родине. Католики попытались предать его суду, но его поддержал король Фредерик I. Преемник Фредерика Кристиан III провёл Реформацию в политических целях. Он сместил католических епископов, передал земельную собственность церкви государству, чем укрепил королевскую власть. В 1537 году было разработано новое уложение от церкви, в работе над которым принял участие Ханс Тауспен. Монастыри и духовенство было обложено налогами.
В Норвегии Реформацию провёл также датский король Кристиан III. Попытка норвежского архиепископа помешать введению новой религии закончилась для страны полной потерей самостоятельности и превращением её в датскую провинцию.
В Швеции Реформацию король Густав Васа встретил сначала агрессивно. Он запретил изучать учение Лютера и деятельность его проповедника Олауса Петри. Но конфликт с папой Клементом VII заставил короля приступить к реформированию церкви. С 1525 года стали проводить богослужение на шведском языке, в 1527 году главой церкви стал король, а её собственность – собственность короны. С 1541 года Новый Завет и Библия были выпущены на шведском языке, лютеранство стало обязательным для населения всей страны. В Финляндии Реформация была проведена по этому же пути, так как она являлась тогда частью королевства Швеции.
Итоги Реформации
Королевская власть, проведя быструю Реформацию в Швеции, Дании и Финляндии, смогла предотвратить кровопролитие, присущее западноевропейским странам. Но полностью избежать религиозных войн не удалось. Католическое духовенство много раз поднимало крестьян на восстания для защиты «истинной древней веры» против усиливающегося светского государства. Самой сильной оказалась оппозиция в Норвегии и Исландии. Население этих стран относились к королевской Реформации как политике иностранных не без основания, так как лютеранское богослужение проводилось там на языке страны-повелителя.
Через три десятилетия с начала Реформации в Северной Европе феодальное землевладение церкви было уничтожено, политическое могущество ослабло. В странах укрепилась монархия. Бывшие церковные земли и монастырские владения были переданы королевской власть в руки дворянства. Некоторую часть земель получило бюргерство.