Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Семейно-брачные отношения в Древней Индии по «Законам Ману»

Определение 1

«Ману-смрити» («Законы Ману») — это древнеиндийский сборник правовых и религиозно-нравственных предписаний, приписываемый традицией прародителю человечества — Ману.

Датирование текста «Законов»

Датирование «Законов Ману» является для науки важным, так как многие учёные полагают, что «Ману-смрити» была создана в период социальной нестабильности после распада империй Маурьев и Шунга, когда авторитет и влияние брахманов находились под угрозой неведических движений. Однако брахманизм не был «ведическим». Таким образом, «Ману-смрити» и прочие Дхарма-шастры представляли собой реакцию брахманов на угрозы.

В науке на данный момент утвердилась точка зрения Г. Бюлера, что «Ману-смрити» в дошедшем до нас виде сложилась во II веке до н.э. — II веке н.э. При этом не весь содержащийся в сборнике материал можно отнести к указанному периоду. Относительно новыми считаются первая и последняя главы. Из прочих глав наиболее древними являются II-VI главы, однако в них тоже есть стихи, являющиеся позднейшими добавлениями. Пандуранг Ваман Кане ограничил датировку периодом II век до н.э. - I век н. э. К.П. Джаясвала указывает точную дату: 150—120 годы до н.э.

Характеристика брачно-семейных отношений

Брачно-семейным отношениям в Законах Ману посвящены главы III и IX.

В них выделены восемь форм брака, распространенных в Индии. Первые четыре поощрялись брахманами:

  • брахма (вручение отцом дочери, «наделённой драгоценностями»);
  • дайва (вручение дочери жрецу, исполняющему обряд);
  • арша (отец выдаёт дочь замуж после получения от жениха быка и коровы или двух их пар);
  • праджапатья (вручение отцом дочери жениху после фразы «Исполняйте вместе дхарму»).

«Дурные» виды брака включали:

  • асура (покупка невесты);
  • гандхарва (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей);
  • ракшасу (похищение невесты);
  • пайшачу (насилие над девушкой, находящейся в состоянии опьянения, или безумной).

Не запрещалось брать в жёны несовершеннолетних. Многожёнство не поощрялось, но муж имел право взять вторую жену, если первая была злобна, склонна к пьянству или расточительна.

Сваямвара — это практиковавшийся обычай выбора жениха девушкой. О проведении сваямвары решение принимал отец девушки. Для церемонии выбирались благоприятные место и время. Цари посылали в соседние царства гонцов, приглашая царевичей участвовать в сваямваре. Простые люди приглашали претендентов из округи. Претенденты в назначенный день прибывали в дом к отцу девушки и просили её руки. Родители оценивали их качества и мужество в соревнованиях. Сделав выбор, девушка надевала на избранника гирлянду из цветов, после чего проводилась свадьба.

«Семейно-брачные отношения в Древней Индии по «Законам Ману»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Индуистская литература описывает несколько случаев сваямвары. В «Рамаяне» Сита выходит замуж за Раму, оказавшегося единственным царевичем, прошедшим через установленное испытание — поднять и натянуть лук Шивы. «Махабхарата» описывает сваямвару Драупади, в результате которой царевна досталась Арджуне. В «Махабхарате» описана сваямвара Дамаянти, которая против воли дэвов выбрала в мужья Налу.

Специфика брачно-семейных отношений

Определение 2

Виваха — это обозначение брака в индуизме; одна из 16-ти выполняемых индусами санскар.

Для Древней Индии были характерны большие патриархальные семьи. Главой семьи являлся муж. Женщина находилась в полной зависимости от супруга и сыновей. Брак собой представлял имущественную сделку, результатом которой была покупка мужем жены, которая становилась его собственностью.

Законы Ману положение женщины определяют следующим образом: ей полагалось в детстве быть под отцовской властью, в молодости – под властью мужа, после его смерти – под властью сыновей, ибо «женщина не пригодна для самостоятельности». Законы Ману требуют от жен почитать своих мужей, как бога, даже если он не имеет добродетелей. И хотя Законы Ману провозглашают высшей дхармой между мужем и женой «взаимную верность до смерти», мужчина имел несколько жен, мог развестись с женой. Жена не могла оставить семью, даже если муж ее продал, она считалась его женой. Женщина за измену подвергалась карам, вплоть до казни. Согласно традициям, жена была обязана принадлежать к одной варне с мужем. В исключительных случаях мужчина мог вступить в брак с женщиной из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчинами низших групп запрещалось. Наиболее серьезным грехом была женитьба шудры на брахманке.

Отец обладал всесильной властью над своими детьми. Все семейное имущество было общим достоянием, но управлял им глава семьи. После смерти родителей имущество делилось сыновьями или оставалось у старшего сына, который становился опекуном младших братьев. Дочери устранялись от наследования, но братья должны были выделять им для приданого по 1/4 доли. В древнеиндийском праве не было наследования по завещанию.

Артхашастра выделяет несколько форм брака (совпадающих с римскими обычаями):

  • торжественный или правильный брак (приданое жены при этом становится собственностью мужа);
  • брак с выкупом жены;
  • брак, основанный на соглашении супругов;
  • похищение жены.

Признавалось, что женщина должна находиться под опекой мужчин: отец охраняет ее в детстве, муж – в зрелости, сыновья – в старости.

Согласно Артхашастре, «муж обязан учить поведению жену и может ударить ее по спине три раза: расщепленной тростью, веревкой или рукой».

Развод для женщины был недоступен: «ни продажей, ни разводной платой жена не освобождается от мужа». Муж мог оставить жену по следующим основаниям:

  • «если она его ненавидит»;
  • «жена, не рожающая, может быть переменена на восьмом году, рожающая мертвых детей – на десятом, только девочек – на одиннадцатом, сварливая – немедленно».

Супружеская верность поддерживалась суровыми карами. Одновременно допускалась широкая добрачная половая свобода. Сын, которого девушка родила в доме отца, считался «сыном замужней девушки». После он становился сыном того, кто женится на девушке. Такие дети не являлись препятствием к заключению брака.

Дата последнего обновления статьи: 11.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot