Истинный возраст городов зачастую является предметом дискуссий, так как могут существовать противоречивые определения понятия город. К древнейшим городам в мире можно отнести:
- Иерихон;
- Библ.
Иерихон
Иерихон по мнению ряда исследователей является древнейшим из городов. Он неоднократно упоминается в Библии, где именуется как «город пальм».
Его история включаент:
- Натуфийская культура (около 10 000—9600 гг. до н. э.) – сначала сезонные, а в дальнейшем ставшие постоянными стоянки племен натуфийских охотников и собирателей.
- Докерамический неолит A(около 9500—8500 гг. до н. э.). Постройки этого периода были круглой формы, для их создания применялся саманный кирпич. Внутри и снаружи домов располагались очаги. Обнаружена стена из камня шириной в основание 1,8 м и высотой 3,6 м. Предположительно стена использовалась для защиты от наводнения, а находящаяся внутри башня для религиозных целей.
На средний бронзовый век приходится процветание Иерихона, сам город был обнесён стеной из кирпича-сырца. В конце периода (около 1550 года до н. э.) город подвергся разрушению, которое было одним из эпизодов завоевания древними евреями Ханаана.
Согласно библейскому преданию, в правление царя Ахава (IX век до н. э.) некий воин Ахиил восстановил его, лишившись при этом всех сыновей. После этого Иерихону опять удалось занять видное положение и играть немалую роль в истории.
В период римской империи Марк Антоний подарил город Клеопатре, но после своей победы Август вернул его иудейскому царю Ироду, построившему здесь свой зимний дворец.
В Иудейскую войну 66-73 годов город вновь был разрушен, а затем отстроен императором Адрианом. Его упоминают в своих произведениях Иосиф Флавий, Птолемей, Страбон Плиний и другие. При императоре Константине Великом здесь во главе с епископом располагалась христианская церковь.
Со временем Иерихон все больше приходит в упадок. В VII веке после арабского завоевания в нем поселились евреи, которых мусульмане изгнали с Аравийского полуострова. В ходе сражений между мусульманами и крестоносцами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до XIX века.
Библ
Библ – древний финикийский город, иначе – Гебал (Губл), расположенный на берегу Средиземного моря.
Библ был одним из крупнейших морских портов древности, через который в Грецию шел экспорт папируса.
Город известен не менее чем с 4 тыс. до н. э. Его расположение на хорошо защищённом холме у моря, рядом двумя бухтами, пригодными для гаваней, делали его стратегически важным пунктом. Вокруг города раскинулась довольно плодородная долина, а поблизости были горы, покрытые густым лесом, пригодным для корабельного строительства. Поселения на холме существовали со времени раннего неолита. Но к появлению финикийцев по каким-то причинам население покинуло это место, так что пришельцам не было необходимости изгонять местных жителей. Новые жители сразу окружили город стеной. Чуть позже у источника в центре города были воздвигнуты два храма важнейшим божествам - Баалат-Гебалу и Решефу.
Город был окружен мощной стеной, укреплённой двумя башнями, со сторны суши и со стороны моря охранявшими два входа в город. От центра лучами расходились застроенные домами на каменном фундаменте улицы, причём некоторые из домов имели значительную площадь. Внутри них имелись большие помещения, потолки зданий поддерживались специальными деревянными колоннами — по семь с каждой продольной стороны и одна в центре помещения. Специальные дренажные канавы в центре улиц позволяли содержать относительную чистоту в городе. Всё это свидетельства сравнительного благосостояния раннего Библа.
Контакты с Древним Египтом.
В начале 3 тыс. до н. э., Библ стал центром контактов с Египтом, для которого поставлял столь ценимый в долине Нила лес.
Самым ранним египетским предметом, найденным в Библе, является каменная ваза с начертанным именем последнего царя II династии. С начала XXVIII века до н. э. имена египетских фараонов стали встречаться в Библе почти непрерывно. В основном это были посвящения, которые египетские владыки делали в святилище богини Баалат-Гебал, которая египтянами отождествлялась с их богиней Хатхор. Именно в Библе, по представлениям древних египтян, Исида нашла тело Осириса.
Для морских путешествий в Библ и вывоза оттуда товаров, в первую очередь леса, египтянами строились специальные морские суда. Позже название «библский корабль» стало применяться для всех подобных кораблей независимо от направления их плавания. Для Египты значение библской торговли было настолько значительным, что ее разрыв перечисляется в ряду других обрушившихся на Египет тяжелейших бедствий.
Разрушение и новый город.
После упадка Египта в конце Древнего царства и разрыва торговых связей, Библ переориентировался на восток, наладив контакты непосредственно с Месопотамией. Эти связи не ограничились торговыми отношениями. Цари III династии Ура развернули активную экспансию на Сирию и средиземноморское побережье, что привело политическому подчинению Библа царям Ура.
Конец мощному урскому царству положили племена амореев, которые начали захватывать земледельческие районы Месопотамии и Сирии. Их вторжения не избежал и Библ. Раскопки показывают страшное разрушение завершившее раннегородскую эпоху истории города. Вся территория поселения покрыта горелым слоем.
Новый город в первое время был беднее предшественника. Его дома более скромные, однокомнатные. На какое-то время исчезают городские стены. Но в целом в Библе прослеживается преемственность между культурами эпохи раннего бронзового века и среднего бронзового века. На прежнем месте были восстановлены храмы, которые посвящались прежним божествам.
Ко 2 тысячелетию до н. э. город вновь стал главным центром финикийской морской торговли, распространив торговые связи до Эгейского моря.
Подчинение захватчикам.
В середине VIII века до н. э. Библ выплачивает дань доминировавшей в регионе Ассирии, затем все финикийские города признают гегемонию царя персов Кира. Об экономическом благополучии города свидетельствует обширное строительство, предпринятое в персидскую эпоху. В 333 году до н. э. Библ был среди городов, мирно покорившихся Александру Македонскому. После распада его державы Библом владели Птолемеи, а затем он вошёл в состав державы Селевкидов и последствии в 64 году до н. э. был присоединён к Риму.