Ронин (букв с япон.: «блуждающие волны» + «человек»; «странник») — это деклассированный воин эпохи феодализма в Японии (1185-1868), утративший покровительство сюзерена, или не сумевший его уберечь от гибели.
Термин «ронин» своей этимологией восходит к периодам Нара и Хэйан, когда он использовался для обозначения слуг, бежавших с земель господина. В редких случаях им обозначались странники, не имеющие над собой никакой чужой власти, свободные воины.
История ронинов
Период Эдо — это исторический период (1603-1868) в Японии, эпоха правления клана Токугава.
Период начался в 1603 году назначением Токугава Иэясу сегуном и закончился в 1868 году лишением полномочий сегуна Токугава Есинобу. Для периода характерно установление диктатуры Токугава, одновременно с переходом от эпохи средневековых ожесточенных междоусобиц дайме к контролируемой стране.
В течение 250 лет периода Эдо при жесткой системе сегуната количество ронинов резко возросло. Если в предыдущие годы самураи были вольны переходить от покровителя к покровителю, переменять род деятельности и вступать в брак с другими сословиями, то теперь им это запрещалось. Они также не могли быть наняты другим господином без разрешения прежнего покровителя. Неродовитые самураи, кроме того, зачастую обедневшие и не имеющие свободы выбора, вынуждены были уходить от сюзеренов.
Сегуны — военные диктаторы в японской истории, которые обладали реальной властью и фактически управляли (в отличие от императорского двора в Киото) всей Японией в период с 1192 года до реставрации Мэйдзи в 1868 году.
Правительство сегуна носило название бакуфу («палаточный лагерь» как место расположения полководца). Государственное устройство, при котором сегуну принадлежала верховная власть,, обозначается термином сегунат.
В соответствии с культурными японскими традициями, ронин зачастую был постыдной фигурой, подвергавшейся унижениям и насмешкам. Положение ронинов было незавидным, поскольку они не получали от своих господ постоянного жалования, что было необходимым условием для каждого самурая. Существовала поговорка «Семь падений, восемь подъемов», которая говорила о праве самураев уходить в странствия семь раз за время служения сроком на год, каждый раз возвращаясь к своему покровителю на службу. Непривлекательность положения ронинов, очевидно, подогревали самураи, которые, будучи жестко обременены обязанностями, были возмущены личной свободой ронинов. Существовали предания о простом ронине, который защищал бедных поселян от заносчивого и надменного самурая, способного убить любого, посмевшего ему возражать. В то же время, есть повествования о потерявших господ, безработных, необученных, горе-самураях, как класс просуществовавших до Реставрации Мэйдзи. Они фактически являлись ронинами, хотя ничем отличались от городских сорвиголов, искавших «приключений».
Самурай (в феодальной Японии) – это светские феодалы, кроме онна-бугэйся, начиная от дайме (крупных владетельных князей) и заканчивая мелкими дворянами.
В наиболее употребляемом узком значении — военно-феодальное сословие мелких дворян. Хотя слова «буси» и «самурай» близки по значению, но все же термин «бу» (воин) является более широким понятием, и не всегда оно относится к самураю. Часто проводятся аналогии между самураями и европейскими средневековыми рыцарями, но во многом такое сравнение неверно.
В качестве иллюстраций к унизительному положению ставших ронинами самураев, британский атташе в Японии лорд Редесдэйл описывал случай, который произошел в период его пребывания в Японии, где он проживал в сотне метров от могилы «Сорока семи ронинов». На кладбище один из ронинов завершил жизнь самоубийством, оставив записку, в которой указывал, что, оставшись без средств к существованию, обратился к дайме Тесу, получив отказ. Из-за этого ронин, не желая служить другому и оставаться в отвергнутом положении, решил себя убить. Лучшего места было не найти. Редесдэйл отмечал, что на месте происшествия побывал двумя часами позже и на земле видел следы крови.
Происхождение ронинов
Ронинов существовало множество. Некоторые авторы оценивают их число в 400 тысяч. А. Маслов численность бродячих ронинов оценивает в несколько сотен тысяч в продолжительный мирный период после Симабарского восстания. Ронинов можно разделить на три группы:
- Богатые вассалы, которые добровольно оставили свою службу.
- «Уволенные» своими хозяевами за какой-либо проступок. Принадлежавшие к группе ронины обычно пытались заслужить прощение и искупить вину, чтобы им дали возможность вернуться на прежнюю должность.
- Ронины, находящиеся на дне общества и изгнанные из клана за проступки и провинности или жадность. Такие ронины не афишировали имена бывших хозяев.
А. Маслов пишет об источнике пополнения ронинов: в мирное время периода Эдо многие дайме сократили или распустили дружины, самураи которых в результате остались без хозяев.
Термин «ронин» в современной Японии используется в качестве метафорического обозначения человека, провалившего вступительные экзамены в высшее учебное заведение.