В течение многих веков в Индии сменили друг друга три основные религии:
- Ведическая религия, название этой религии произошло от названия Вед – сборника священных текстов, торжественных гимнов и жертвенных заклинаний;
- Индуизм, в современное время Индуизм является главной религией Индии, её исповедуют около 80% жителей страны;
- Буддизм, сегодня исповедуется лишь частью населения Индии.
Ведизм – религия древних ариев
К самым ранним верованиям древний Индии относится Ведизм, по некоторым неофициальным версиям данная религия появилась после того, как исчезло древнее государство Арктида.
Арктида – (также Гиперборея или Арктогея) — гипотетический северный полярный континент, предположительно существовавший в недавнем геологическом прошлом.
Согласно этой версии, когда-то давно земная ось переместилась в результате чего изменился климат и в Арктиду пришли холода, тогда ее жители – арии начали мигрировать в сторону экватора, Значительная часть ушла на Южный и Северный Урал, другая часть достигла Юго-Восточной Азии и перемешалась с коренным населением.
Важной частью Вед является Веданта (Конец Вед) – богословские сочинения, которые рассматривают соотношение человеческой души – Атмана с мировой душой – Брахмой, которая рассеяна по всему миру. Для полного соединения Атмана с Брахмой необходимо осмыслить все что сказано в Ведах и выполнить все ритуалы.
Религия древних ариев обладала сложной структурой: они обожествляли многие явления природы, животных, растений и даже камни. Важным обрядом в их религии было приношение жертвы, причем в жертву приносили не только животных, но и людей.
Список богов в Ведизме был довольно большим, главным же богом у них считался Индра – повелитель грозы и дождя.
Ведические тексты дали возможность понять, как постепенно внимание жителей древней Индии переносилось с явлений внешнего мира на человека, его действия и мышление. Веды оказали огромное влияние на развитие индуистских религиозных и философских школ и различных религиозных течений. Ведические тексты до сих пор считаются святыми.
Брахманизм и касты
Главные положения этой религии – цепь перерождений человеческой души, при этом каждое следующее перерождение напрямую зависит от действий человека в его настоящей жизни, и представление о Пуруше, первочеловеке, который дал начало всему живому на земле.
Из частей тела Пуруши произошли касты, так из уст его возникла высшая каста – брахманы (жрецы, философы), из ступней – шудры (слуги).
Далее в ней появляется идея о круговращении жизни и смерти — сансаре, о перерождениях — инкарнациях индивидуальной души во все новые телесные оболочки, о карме - законе, определяющем следующее рождение, о мокше - идеале, к которому должна стремиться каждая душа, заключающемся в избавлении от перерождений и воплощений.
Джайнизм
Основу почитателей этой религии составляли монахи – джаймы, которые отрицали все мирское и вели жизнь, полную отречений и отказов, у них не было имущества, они даже не могли долгое время жить в одном месте, они не ели мяса и питались очень скудно и следили за тем, чтобы не причинить вред ничему живому.
Джайнизм – древняя дхармическая религия, появилась в Индии примерно в IX-VI веках до н. э.
Проповедуя принципы аскезы, джайнисты порой доходили до крайностей: много лет проводили в молчании, ничего не ели и доводили себя до истощения и т.д.
Джайнисты делились на два направления: одетые светом и одетые в белое, по этому поводу у них было очень много разногласий. Так одетые в белое прикрывали свои тела и лица, в особенности рот, чтобы случайно не проглотить какое-то насекомое, тканью, а одетые светом ходили голые, их одевал только свет Солнца, такие жесткие требования могли выполнить не все, поэтому джайнизм никогда не имел большого количества последователей.
Индуизм
Постепенно древняя религия Индии – ведизм – преобразовалась в современный индуизм, это связывают с увеличившимся влиянием касты брахманов. В нем появляется иерархия богов. На первый план ставят Творца в виде Брахмы-Вишну-Шивы.
- Брахма – создатель законов и инициатор деления общества на варны.
- Вишну почитали как главного охранителя.
- Шива – бог-разрушитель.
Индуизм для древней Индии был не только религией, но и целой философией, которая определяла правила поведения, нормы морали и нравственности, но основой этой религии стали понятия, которые пришли из Ведизма, при этом система каст является основной для индуизма.
Роль главной религии Индуизм начинает играть в Индии уже со Средних веков, такой она и является и сегодня. Представители этой религии считают, что стать индуистом нельзя. Им можно только родиться. То есть варна (социальная роль человека) – это то, что дано и предопределено богами, а, следовательно, изменению не подлежит.
Шиваизм
Шиваизм считается направлением индуизма, которое подразумевает поклонение Богу – разрушителю Шиве. Шива – бог грома, дождя и молнии, его боятся люди, он уничтожает города и насылает болезни, олицетворяя собой разрушительную силу.
Буддизм
Джайнизм и буддизм зародились из культуры шрамана. Буддизм основал Будда Гаутама — принц, ставший аскетом-отшельником. В итоге буддизм начал распространятся за пределы Индии и стал главной религией в странах Юго-Восточной Азии. Еще позже под влиянием индуистского ренессанса и под воздействием пришедшего в Индию ислама буддизм в Индии утратил свою роль, но сохранился в Непале и на Шри-Ланке.
Сикхизм
Сикхи́зм – монотеистическая религия. Сикхизм появился в XV веке Северной части Индии в основу было положено учения Гуру Нанака и его последователей – девяти гуру сикхизма. Большая часть последователей этой религии является выходцами из Пенджаба.
Пенджаб — северо-восточная провинция Пакистана, образованная в результате разделения Британской Индии в 1947 году на Индию и Пакистан.
В древней Индии сикхи, составляя около 2% от общего числа населения, и были влиятельной этноконфессиональной группой. Сейчас приверженцев сикхизма насчитывается более 25 миллионов по всему миру. Почти все они – пенджабцы.
Правоверным сикхам предписано быть хорошими людьми, искать и проявлять в себе данное Богом — веру и любовь, быть свободными в своей воле и уважать свободу. Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.