Расколы в доэфесских церквях
Доэфесские церкви — это церкви, признающие исповедание веры двух первых Вселенских соборов и отвергающие исповедания Третьего и последующих Вселенских соборов.
Доэфесские церкви признают Первый Никейский (325 год) и Первый Константинопольский собор (381 год). Богослужения ведутся по восточно-сирийскому обряду.
Доэфесские церкви различаются с Древневосточными православными церквями, признающими Эфесский собор (431 год), и с халкидонскими церквями, признающими Халкидонский собор (451 год). Доэфесские церкви не находятся в евхаристическом общении с прочили церквями, включая Древневосточные православные церкви. Доэфесские церкви раннее назывались «несторианскими», но в современной литературе их характеристика как «несторианских» встречается редко, поскольку считается некорректной. Существует ряд терминов для идентификации верующих Доэфесских церквей: «сирийцы», «арамеи», «халдеи».
Доэфесские церкви представляют собой ветвь восточного христианства. Их численность составляет 250 тысяч человек.
Доэфесские церкви вместе с нехалкидонитами сирийской традиции составили сирийское христианство.
Эфесский собор — это Вселенский собор христианской церкви, созванный в городе Эфесе в 431 году.
Поводом к Собору стало распространение учения Константинопольского архиепископа Нестория, что Деву Марию следует называть Христородицей, а не Богородицей, поскольку у Бога не может быть матери. Собор был созван по инициативе императора Феодосия II, который выбрал Эфес, поскольку этот город был местопребыванием Богоматери в последние годы жизни.
Непринятие восточно-сирийской церковью результатов Эфесского собора привело к расколу с церковью Византийской империи. После отделения, в самой «несторианской церкви» в 521—539 годах случился раскол, вызванный спорами о правилах наследования патриаршего престола. Подобные конфликты и католическая миссионерская деятельность привела к тому, что Церковь Востока в XVI веке претерпела раскол, результатом которого стала уния значительной части паствы и священнослужителей с Римской католической церковью. В Иране и Месопотамии в 1830 году образовалась Халдейская церковь, а в Индии в 1923 году Сиро-малабарская церковь. Помимо «воссоединения» с Католической церковью, расколы в Церкви Востока были также в связи с переходом мирян и клириков в Православную церковь в 1898 году и протестантские деноминации в XIX—XX веках. Ассирийская церковь Востока в середине XX века пережила новый раскол по каноническим причинам: в церкви в 1960 году начались реформы, включающие сокращение Великого поста, принятие григорианского календаря, и изменения литургии. «Западные» реформы не были поддержаны на Ближнем Востоке, и по инициативе оппозиционных епископов в 1968 была создана Древняя Ассирийская церковь Востока. В 2015 году глава Халдейской католической церкви Луис Рафаэль I Сако обратился к Ассирийской церкви Востока и Древней Ассирийской церкви Востока с призывами о воссоздании под властью папы единой Церкви Востока. Ассирийская церковь Востока отвергла предложение, и инициатива осталась нереализованной.
Расколы в нехалкидонских церквях
Халкидонский собор — это Вселенский собор Христианской церкви, созванный императором Маркианом в 451 году в Халкидоне по поводу ереси монофизитства.
Заседания Четвертого Собора начались 8 октября 451 года и продолжались до 1 ноября. Прошло семнадцать пленарных заседаний.
Раскол церквей «монофизитской» традиции после собора произошел по богословским, культурным и этнополитическим причинам. Создание церковных структур «монофизитов» и отделение от византийской церкви в Египте и Сирии стало реакцией на притеснения имперской властью и эллинизацию. Помимо египетской и сирийской церквей, к противникам халкидонского Собора присоединились церкви Эфиопии и Армении, образовавшие сообщество нехалкидонских церквей. Дальнейшие разделения в церквях «монофизитов» продолжались по богословским причинам. Сирийская церковь в 523 году раскололась между последователями Юлиана Галикарнакского и Севира Антиохийского из-за вопроса нетленности тела Христа. В Армянской церкви проходили расколы по вопросам принятия халкидонского богословия. В Средневековье и в период Нового времени расколы в нехалкидонских церквях случались по причинам политики унионизма Католической церковью. Католическая миссионерская деятельность в Африке и Османской империи привела к разделениям в «монофизитских» церквях и созданию восточнокатолических церквей: Коптской (1741), Армянской (1742), Сирийской (1782) и Эфиопской (1847). К расколам привела и деятельность протестантов, которая привела к образованию у армян, эфиопов и коптов евангелических церквей. Помимо этих разделений расколы в дохалкидонских церквях случались по политическим и каноническим причинам: раскол в Индии между сирийской Маланкарской и автокефальной Маланкарской церквями, выделение Эфиопской церкви из Коптской без автокефалии (1930-е—1959). После самопровозглашения автокефалии Эритрейской церкви (от Эфиопской церкви) из-за рукоположений коптскими иерархами епископов и патриарха Эритреи возник раскол между Эфиопской и Коптской церквями (в 1994 году, преодолен в 2007 году).
Отношения между древневосточными православными церквями
Евхаристическое общение церквей не предотвращает напряженности или разногласий между ними.
Диалог между Ассирийской Апостольской Церковью Востока и Сирийской Православной Церковью в рамках взаимодействия Церквей сирийской традиции встречает препятствия в виде предварительных условий, выдвинутых Коптской Православной Церковью.
Маланкарская яковитская сирийская ортодоксальная церковь остается под юрисдикцией Сиро-яковитской православной церкви, а Маланкарская православная церковь провозгласила себя автокефальной. Отношения между церквями остаются натянутыми. Оспаривается принадлежность храмов.
При этом обе сирийские церкви Индии признают авторитет Патриарха Антиохии.
Натянуты отношения между Эфиопской и Коптской церквями.