Развитие этики
Эпоха возрождения принесла стимул к развитию не только искусства, но и гуманитарных наук. В одной из них – этике – сформировалась единая концепция человека, основанная на гуманистических принципах. Согласно ей, человек – это свободный творец собственной судьбы. Эта идея явилась основой для всех направлений гуманизма, признанной всему, хоть и трактуемой по-разному. Бруни и Пико, Валла и Альберти своеобразно характеризовали важные этические категории, такие как нравственный идеал, высшее благо, добродетели.
Этика продемонстрировала полный разрыв со средневековыми традициями, ставя во главе угла свою антифеодальную направленность. Вместе с этикой закладывались социально-политические учения на гуманистической основе. Всех их объединяло то, что они отводили главную роль просвещению в совершенствовании человека и человеческого общества.
Ренессансная педагогика
Вслед за этикой большие изменения произошли в педагогике. Здесь складывалась новая теория воспитания, образования и методики преподавания. Целью педагогики признавалось воспитание высоконравственной личности, свободной и всесторонне развитой, готовой раскрыть свои способности в творческом труде.
Преподавание основывалось на уважении личности ученика, ему прививались навыки самостоятельного мышления. Среди выдающихся педагогов-практиков можно назвать Гварино да Верона и Витторино де Фельтре. В разработку теории педагогической науки внесли весомый вклад Альберти, Бруни и Пальмиери.
История и историография
Историки Возрождения отказываются от подхода к изучению истории как заранее заданного процесса. Гуманисты понимают исторический процесс как спонтанное развитие, где главная сила – человек. Гуманистическая историография стала применять критическое осмысление каждого исторического источника. История, по мнению гуманистов, - главный учитель жизни. В ней они искали аргументы для доказательства любых теорий.
Труды по истории Флорентийской республики Бруни и Поджо носили пропагандистский характер. Учёные доказывали, что идеальным государством является пополанская республика. Венецианские историки Джустиниани и Сабеллико являлись сторонниками идеального государства в виде патрицианской республики, берущей свои истоки из далёкой истории Венеции. Миланские гуманисты стремились обосновать идею величия Милана, полученного в наследство древним родом его правителей – Висконти. Практически все историки-гуманисты находили в древней истории примеры «лучшего государства» и проецировали их на современность. История превращается в важное орудие политической борьбы.
Филология
Филология также качественно изменяется. Гуманисты разыскивали и переводили на латынь древние рукописи. Их количество значительно возросло по сравнению со Средними веками. Валла разработал, а Анджело Полициано развил критический метод в изучении истории литературы. Огромную роль филологи отводили риторике, которую считали надёжным средством выражения философских идей.
Естественные науки
Гуманисты смогли близко подойти к открытию научного метода познания. Это привело к положительным изменениям в естествознании. Математические знания нашли применение в сфере естествознания и в практике коммерческого делопроизводства (совершенствуется счетоводство, появляются новые виды кредита, вводится «двойная бухгалтерия»). Лука Пачоли в своём сочинении «О божественной пропорции» дал практические рекомендации художникам и архитекторам. Открытия в географии, картографии, судостроении и астрономии способствовали географическим открытиям. В 1445 году Иоганн Гуттенберг совершил переломное изобретение – книгопечатную машину.