Возникновение флорентийского неоплатонизма
Вслед за гражданским гуманизмом возникает ещё одно направление гуманизма – флорентийский неоплатонизм. Своё начало оно берёт в Платоновской академии, особом центре литературно-философской Флоренции. Основателем и главой академии с самого её образования в 1462 году и до конца $XV$ века был католический священник Марсилио Фичино (годы жизни 1433-1499).
Перу Фичино принадлежит перевод на латинский язык множество сочинений Платона и античных неоплатоников. Эти труды заложили основу для формирования ренессансного неоплатонизма. Вместе с гуманистами, такими как Джованни Пико делла Мирандола и Кристофоро Ландино, в работе Платоновской академии принимали участие представители научной и художественной интеллигенции. Лоренцо и Козимо Медичи оказывали академии покровительство, присутствовали на проводимых её диспутах и заседаниях.
Характерные черты флорентийского платонизма:
- возвеличивание разума и знания;
- определение места человека в центре мироздания;
- осмысление социально значимой роли науки;
- проявление интереса к философско-теологическим вопросам.
Сторонники данного направления считали, что пытливому уму человека подвластны все тайны мира. Именно это и сближает человека с Богом.
Марсилио Фичино
Марсилио Фичино много лет жизни посвятил разработке проблем гносеологии, антропологии, космологии и онтологии. Фичино, занимаясь традиционно теологическими вопросами, подходил к их решению в позиции неортодоксального гуманизма. Ещё одно направление итальянского философа – перевод античных текстов.
В основе философии Фичино лежат черты пантеизма (отожествление Бога и мира). Гуманист утверждал, что прекрасный космос и божественный свет едины. Этим он опровергал церковное противопоставление творца и его творения. Начало жизни космоса – это душа мира. Душа человека причастна к ней, поэтому может постичь все уровни мировой иерархии: от низших материй до высот чистого разума. Человеку Фичино отводил роль связующего звена мира.
В душе человека изначально заложены логосы (идеи) всего сущего, отсюда он не нуждается в познании реальных вещей. Ему достаточно заниматься самопознанием. Толчком к познанию служит наслаждение красотой мира: чувства ведут разум, озарённый божьим благословением, к изучению сущности вещей, закреплённых в логосах. Фичино признавал безграничность возможностей человеческого разума, так как душа бессмертна. Наделённый свободой воли, человек идёт по пути творчества и нравственного совершенства. В его силах избрать путь полного раскрытия своей натуры или погрязнуть в плотских удовольствиях. Только человек ответственен за сделанный им выбор.
Джованни Пико делла Мирандола
Позиция гуманиста Джованни Пико дела Мирандола (годы жизни 1463-1494) близка к взглядам Фичино. Философ получил блестящее образования в лучших университетах Европы, он учился в Болонье, Ферраре, Падуе, Париже. За годы обучения он овладел многими языками:
- арабским,
- новоевропейским,
- халдейским,
- классическими.
Хорошо разбирался в античной философии. Его «900 тезисов по философии, кабалистике и теологии» были запрещены церковью. От суда инквизиции молодого Пико спасло покровительство всемогущего Лоренцо Медичи. В его сочинениях «Речь о достоинстве человека», «О сущем и едином» звучат призывы к единению мыслителей из всех стран и от всех направлений. Он пытался синтезировать различные философские тенденции.
Пико Джованни прославился смелыми подходами в решении вопросов антропологии, гносеологии и космологии. Главная идея в антропологических взглядах философа: человек, наделенный свободной волей, самостоятельно формирует свою сущность и находит своё место в мире. Этим он приближается к Богу, этим отличается от прочих творений. Предназначение человека – стать связующим звеном мира. Возможности человека безграничны: он может стать ничтожнейшей тварью или величайшим повелителем. Также велика и ответственность человека, которая может опираться лишь на разум. Человеческий ум способен постичь Единое, Истину и Благо.