Раннее христианство — это период в истории от момента возникновения христианства в начале 30-х годов I века до Собора в Никее в 325 году.
Зарождение христианства
Римские императоры, являясь верховными понтификами, ревностно следили за соблюдением предписаний и ритуалов традиционной религии, реставрировали храмы римских богов и покровительствовали жреческим коллегиям. Однако еще в Поздней республики распространился скептицизм к традиционным культам, нередким стало игнорирование религиозных церемоний (особенно гаданий), как бессмысленных формальностей. Официальное почитание императора тоже не вызывало энтузиазма у населения. В то же время в обществе были востребованы религиозные и философские учения эллинистического Востока. В эпоху Юлиев – Клавдиев и Флавиев среди имущих слоев авторитет завоевал стоицизм, в широких массах успех имело учение киников. В восточных провинциях признание снискали культы умиравших и вновь воскресавших богов-страдальцев. С культами Диониса, Осириса, Аттиса и Адониса их адепты связывали верования в загробную жизнь.
Восточные культы проникали в Италию с конца III века до н. э. С 204 года до н.э. в Риме почиталась фригийская Кибела. Беспутство участников празднества в честь Вакха явилось причиной указа сената 186 года до н.э., наложившего на вакханалии ограничения, хотя и не запретившего их полностью.
После походов Помпея на Восток в Италии появились поклонники Митры – иранского божества, которое рассматривалось как символ силы и мужества. Позднее культ Митры распространился по всей империи (его почитателями были Нерон и Коммод). В эпоху принципата популярностью в Риме пользовался культ египетской богини Исиды. Наконец, широкое распространение в империи получил культ Яхве (иудаизм). Численность и влияние в Риме иудейской общины во II–I веках до н.э. возрастали. Римские консерваторы видели в иудаизме угрозу для традиционного уклада, основанного на «нравах предков». Римские власти время от времени проводили репрессивные акции (например, изгнание иудеев из Рима в 139 году до н.э. и в 19 году н. э).
Иудея попала в зависимость от Рима в 63 году до н э. Еще во II веке до н.э. здесь оформились три религиозно-политические партии:
Группировка саддукеев представляла аристократию и высшее жречество. Саддукеи были готовы сотрудничать с любой властью, поэтому с ними римляне вели политический диалог. Фарисеи выражали интересы средних слоев и выступали против саддукеев и против римского присутствия. Они были известны фанатичной приверженностью различным религиозным традициям. Ессеи вели обособленную жизнь в колониях к северо-западу от Мертвого моря. Они отрицали рабовладение, частную собственность и войну, проповедовали созерцательную жизнь, отказ от политической активности, безбрачие и аскетизм. Их учение оказало значительное влияние на раннее христианство.
В эллинистическую эпоху среди иудеев распространилась вера в приход мессии – посланца Яхве, который освободит народ Израиля и сделает его «первым народом земли». Эсхатологические и мессианские верования усилились в эпоху римского господства, особенно после разрушения Храма. После подавления иудейского восстания появляются предания о жизни и деятельности Иисуса Христа. Проповедник Иисус (ок. 7 года до н. э. – ок. 27 года н. э.), родившийся в городе Вифлееме при иудейском правителе Ироде I Великом (40–4 годы до н. э.) и распятый при императоре Тиберии, стал основателем христианства.
На первых порах члены общины последователей Христа продолжали считать себя иудеями. Становление христианского учения связано с деятельностью казненного в Риме в 65 году апостола Павла, который с энергией и энтузиазмом взялся за проповеди новой веры и создание новой церкви. Благодаря трудам Павла в восточных провинциях империи были организованы христианские общины. Проповедь христиан обычно содержала рассказы о жизни, смерти и воскресении Иисуса. Проповедники пользовались логиями
Логии — это термин, обозначавший сборники изречений Иисуса, бытовавшие до написания Евангелий.
Помимо Сирии и Палестины, внушительных успехов новая религия достигла в городах Балканского полуострова, Малой Азии и Италии.
Формирование христианской церкви
Ранняя христианская церковь состояла из общин, существовавших на добровольные взносы. Во главе общины стояли епископы, которым помогали пресвитеры и диаконы. Эти лица формировали клир. Так была основана церковная иерархия. Клирики со временем получили белые одежды вместе с правом совершать богослужения. Главных таинств было два – крещение и евхаристия. Поскольку евхаристия совершается соборно, евхаристические трапезы были главным объединяющим началом. Собрания христиан происходили в скрытных местах. В III веке появляются изображения Христа в образе пастыря, Богородицы, святого Иоанна Крестителя и апостолов.
Долгое время не было единого христианского вероучения. В полемической борьбе последователей Павла с гностиками, переработавшими христианское вероучение в русле языческой философии, и сектантами к концу II века возобладали «истинные», христиане, которые признавали авторитет евангельских текстов, а оппонентов считали еретиками. В этот период общины христиан уже представляли серьезную социальную силу, с которой приходилось считаться даже имперским властям.
Интересным памятником являются канонические книги Нового Завета четыре Евангелия, 21 апостольское послание, «Деяния апостолов» и «Апокалипсис» Иоанна Богослова. В этих и других произведениях нашли отражение протест угнетенных масс против несправедливости, эсхатологические надежды и одновременно мечты о «золотом веке». Подобные настроения характерны для того времени, когда на территории Римской державы в условиях духовного кризиса, разложения традиционной религии, несостоятельности официальной идеологии и мучительной переоценки ценностей шел интенсивный религиозный поиск.
Распространение христианства в I-III веках н. э.
Сектантские собрания христиан сразу начали возбуждать подозрения властей. Подозрения подтверждались отказами участвовать в почитании императора. Среди населения циркулировали вздорные и нелепые слухи о обрядах и вероучении христиан. В христианстве многие видели сектантскую разновидность иудаизма и относились к нему как к «суеверию». Стремление образованных христиан объяснить язычникам суть христианского вероучения и отмежеваться от иудаизма породило во II веке такое направление, как апологетика
Апологетика - это защита христианства от нападок и обвинений оппонентов.
Однако раздражение властей и предрассудки толпы сделали возможным осуществление в I-III веках репрессивных акций против христиан. Первые массовые расправы над христианами, которых обвинили в поджоге Рима, произошли в 65 году при Нероне. Эпизодические преследования имели место при Домициане и в правление Антонинов. В 250 году император Деций (249–251 годы) потребовал от населения поголовной присяги на верность, в результате христиане претерпели гонения, вызванные отказом участвовать в императорском культе. После гибели Деция преследования прекратились. В 257 году очередную волну репрессий обрушил император Валериан (253–260 годы). Многие члены общин были казнены, имущество конфисковано. В 260 году Валериан попал в персидский плен, и преследования христиан на 40 лет прекратились. Во второй половине III века оформился культ мучеников, который способствовал обращению неофитов. К началу IV века христианство в империи получило распространение среди всех социальных групп.