Этническая карта Северного Кавказа
В течение XVI-XVII веков в этом регионе полностью сложились территориально-языковые общности, но поскольку нет надежных статистических данных, то установить численность народов Северного Кавказа в этот период, невозможно.
Крупной этнической общностью в это время были адыги, известные под названием черкесы. Страна Черкестан располагалась от склонов Анапских и Обурских гор почти до берегов реки Кубани – такие сведения были у турецкого путешественника Эвлпя Челебпа.
Адыгские племена жанеевцев и шагаков занимали западную часть Черкесии в 40-60-е годы XVII века.
В прибрежной зоне Черкесии проживало племя адаме – это ещё одна группа адыгов. Среди западных адыгов наиболее крупной этнической группой были хатукаевцы. Они располагались по рекам Абин, Иль, Абурган.
В течение XVII века адыги постепенно продвигались на юго-восток и ассимилировались с соседями – абазинами. Процесс расселения абазин в верховьях Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, в бассейне Верхней Кумы, заканчивается к началу XVI века, когда кабардинцы уходят от бассейна Кубани на восток.
Северокавказские абазины по источникам XVII века известны по названиям правящих феодальных фамилий – Биберди, Додоруко, Клыч, Лоо, Джантемир.
Территория у отрогов Эльбруса была занята карачаевцами и балкарцами. Карачаевцы обосновались в 30-40-е годы в верховьях Баксана.
На основании русских источников 1639 г карачаевцы занимали Баксанское ущелье, а затем из-за феодальных распрей часть карачаевцев поселилась в верховьях Кубани. На карте А. Ламберти размещает их на территории нынешнего Карачая. В Балкарском ущелье по реке Черек размещались балкарцы, их поселения не менялись в течение всего XVII века.
Кабардинцы располагались в предгорьях и на равнинных местах, они занимали правый берег Терека и его левые притоки.
Причина перемещений кабардинцев была связана как с внутриполитическими событиями и хозяйственной деятельностью, так и постоянной опасностью со стороны турок.
Горные ущелья, верховья Терека и левые его притоки были этнической территорией осетин, часть которых мигрировала в Южную Осетию.
Чеченцы и ингуши в этот исторический период именовались по названиям отдельных обществ и только в грузинских источниках они назывались «кисти».
Дагестанцы называли чеченцев «мычигиш», а русские источники называли их термином «мичикизы», заимствованным у кумыков Дагестана.
Европейские путешественники на Кавказе
Европейцы в этот период, посещавшие Кавказ проезжали его транзитом, хотя были и целенаправленные поездки.
Список европейских путешественников по Кавказу впервые составил российско-советский историк и кавказовед М. А. Полиевктов.
Европа с XIII века активно развивает свою торговлю, накопленный торговый капитал заставляет европейцев устремиться на Восток, включая Кавказ. Предпринимают они и попытки осуществления своих политических интересов.
Период XV-XVI веков М.А. Полиевктов выделяет по ряду причин:
- большое значение рынков Прикаспийского Кавказа для европейцев;
- развитие торговли через торговые пути Закавказья;
- граница с Русским царством на севере предваряет экспансию Кавказа.
Путешественники, побывавшие в этот период на Кавказе, сообщают о нем в своих дневниках как бы мимоходом. Первый западноевропейский путешественник Дженкинсон, в 1562 г описал побережье Каспийского моря.
В Кахетию был отправлен послом Р.П. Биркин в 1587-1588 гг., принявший в русское подданство кахетинского царя Александра II.
В экспедиционных отрядах были в основном ученые, так, например, в XVII веке был приглашен немец И.Г. Гербер, описавший местность, социальную структуру и быт населения Кавказа.
Инициатором правительственных мероприятий был П. Потемкин, составивший «Краткое описание о кабардинских народах».
Подробную характеристику кавказских народов дает И.Ф. Бларамберг. В своих записках он пишет, что нравы и обычаи народов Кавказа зависят от занимаемой ими территории, от образа жизни, от воспитания. Просвещение у них ограничивается воспитанием ненависти к врагам, умением отомстить в любом случае, дорожить свободой больше, чем собственной жизнью. Народы Кавказа очень бедны или из-за лени, или из-за упрямства – спуститься в долину, где есть плодородная почка, они не хотят. Кавказцы обладают всеми пороками и добродетелями, которые присущи нецивилизованным людям. Они мстительны и жестоки по отношению к врагам и добры, гостеприимны, воздержанны у себя дома. В дружбе надежны, к старикам очень почтительны. Война является их привычным занятием, поэтому ремесло добывания они называют военной профессией. Черкесы дерутся с абазинцами, кабардинцы с осетинами и чеченцами, осетины – с кистинами, чеченцы воюют со всеми соседями.
Их одежда имеет сходство, если не считать некоторых изменений. Мужчины всегда при себе держат кинжал, даже в своем доме. Жилища сооружают в зависимости от климата. У черкесов Кабарды оно из сплетенных веток, обмазанных глиной, а крыша покрыта камышом. У кубанских черкесов жилище тоже из сплетенных веток ивы, только глиной оно обмазывается и снаружи и внутри, а крыша покрывается соломой или камышом. Внутри жилище побелено. В горном районе дома сооружаются из камня, которые просто накладываются один на другой без всякого скрепляющего раствора.
Пища кавказских народов очень проста и представлена в основном пшеничным и ячменным хлебом. Из овечьего молока они делают сыр, а из коровьего сбивают масло, правда, очень редко.
Рисунок 1. Пища кавказских народов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Побывал на Кавказе и французский путешественник Фредерик Дюбуа де Монперэ. Его описание кавказских народов и, в частности черкесов, за исключением отдельных деталей совпадает с описанием Бларамберга.
Занятия северокавказских народов
Народы Северного Кавказа в основном занимались скотоводством – крупный рогатый скот разводили на равнинных территориях, овец – в горах. Так же они выращивали зерновые культуры, в основном просо, но пахотных земель было немного. Население Дагестана, адыги черноморского побережья выращивали виноград, занимались садоводством. В горных районах развивался охотничий промысел.
Частые военные набеги соседних народов разоряли хозяйства горцев, поэтому основная часть кавказцев жила бедно. За пределы своего двора им приходилось выходить только с оружием, поэтому владели они им в совершенстве. С раннего возраста детей приучали стойко переносить физические и моральные лишения. В боевых действиях при необходимости участвовали и женщины.
Чтобы восполнить свои запасы зерна и скота, кавказцы сами совершали грабительские набеги на Крым и Мангытский Юрт. В то время был распространен горский обычай – воровать у соседних племен скот. Воровством промышляла и знать, потому что заниматься торговлей было постыдно.
Кавказские воины прекрасно владели искусством ведения боя, и правители соседних государств стремились привлечь их в свои войска.
В этих условиях шло формирование кавказского менталитета, в основе которого лежит представление, что человек самостоятельно должен добиваться успехов в жизни, беречь честь и достоинство и насмерть защищать свою землю и имущество.
Сохранялся патриархальный уклад жизни, даже взрослые сыновья, имеющие свою семью, не имели права покидать отчий дом без согласия главы. Отец мог продать неугодных ему домочадцев в рабство.
Большинство народов Северного Кавказа к началу российской колонизации исповедовало ислам, но языческие верования были ещё сильны. Основная часть осетин исповедовала христианство православного толка. Среди адыгов тоже были как православные, так и католики.