Промышленный переворот в Западной Европе – это важный этап технологического, социального и экономического развития в европейской истории, повлиявший на развитие всей мировой истории, науки и техники.
Промышленный переворот – это переход от мануфактурного производства, которое основано на ручном труде специализированных наемных рабочих к фабричному производству, которое базируется на механизации труда, создании множества механизмов и машин, приводимых в движение двигателями, способными превратить один вид энергии в другой.
Промышленный переворот в Англии
Промышленный переворот означает переход от мелкого производства к крупному, рассчитанному уже на массовый спрос населения. В Англии одной из благоприятных предпосылок промышленного переворота стал устойчивый спрос на европейском рынке на стандартную унифицированную одежду и обувь, а также ружья и боеприпасы.
В процесс промышленного переворота в Англии можно выделить три этапа:
1-й этап (начиная с 60-х или даже 30-х гг. XVIII в. по 1783 г.). Происходит механизация хлопчатобумажной промышленности, части более крупной текстильной, в металлургии внедряется выплавка чугуна на коксе (топлива для плавки из каменного угля), становится возможным применить водяные двигатели и новые вилы производства, изобретается и совершенствуется паровая машина.
2-й -этап начался в 1783-1785 гг. Этот этап промышленного переворота в Англии характерен внедрением паровой машины двойного действия, изобретенной Дж. Уаттом, открытием Г. Кортом способа как переработать чугун в ковкое железо, внедрением ткацкого станка с паровым двигателем, изобретенного Э. Картрайтом. В результате паровая машина становится универсальным двигателем для развивающейся английской крупной промышленностью. Происходит рост и развитие промышленных городов. Больше нет необходимости строить предприятия вблизи бурных рек, что привело к концентрации промышленности в городах, стягивая в них окрестное население, становившееся с временем рабочим классом, пролетариатом. Основным материалом промышленного переворота становится железо, потребность в металлообработке привела к изобретению в 1797 г. металлорежущего токарного станка;
3-й этап – первая треть XIX в. Появляется и развивается паровой транспорт. В 1801 г. Р. Тревитик изобретает паровую повозку, а в 1825-1833 г. Дж. Стефенсон конструирует локомотив с дымогарными трубками.
Социально-экономические последствия промышленного переворота.
Рост промышленных предприятий в городах привел к отрыву населения от земли и егопереселению и концентрации в таких промышленных центрах Великобритании как Лондон, Бирмингем, Манчестер, Глазго, Шеффилд и др.
Население Великобритании начинает работать в основном в обрабатывающей промышленности. Происходит и централизация капитала, связанная с тем, что с рынка вытесняются мелкие хозяева, которые не выдержали конкуренции с продукцией, производимой фабриками. Образуется класс наемных рабочих, сельского и промышленного пролетариата, являющегося ещё одной знаковой чертой новой капиталистической эпохи.
Устанавливается жесткий режим рабочего дня длительностью 12 часов, а иногда и 16-18 часов. Начинается массовое применение детского и женского труда на производстве. Использование женского и детского труда связано с его дешевизной и рядом «преимуществ» работников, таких как малый рост и тонкие пальцы.
Происходит рост пауперизма – нищеты и крайней бедности трудящихся. Ответом на бедствия населения становится социальный протест, выраженный в движении «луддитов», разрушителей машин, в начале века XIX в. А уже в 1830-ые годы оформляется массовое рабочее движение за свои политические права – чартизм.
Происходит и изменение в структуре буржуазии. Выделяются промышленные фабриканты как наиболее влиятельный слой предпринимателей. Идет обострение конфликта интересов трех главных классов английского общества XIX века -- лордов-землевладельцев, промышленной буржуазии и пролетариата.
Английская буржуазия стремилась к собственному влиянию в политике Великобритании и смогла добиться проведения в 1832 г. избирательной реформы, которая обеспечила ей представительство в британском парламенте.
В 1850 г. представители английской буржуазии смогли добиться отмены на импорт хлеба и Навигационного акта, согласно которому английские корабли обладали исключительным правом по доставке в Англию неевропейских товаров и совершения каботажного плавания.
Английские ткани были более дешевыми добротными по сравнению с европейскими и потому вытеснили с рынка своих конкурентов. Кроме того, страны Европы стали зависимы от паровых машин, изготовленных в Великобритании, а также станков, металла и угля.
Развиваются новые виды морского транспорта, быстроходные парусные суда - клиперы, и пароходы. В результате Великобритания становится не только мировой фабрикой, но и мировым перевозчиком. Англия стала также и мировым финансовым центром, британский фунт стерлингов стал доминировать в принятой в 1870-х гг. США и континентальной Европой по английскому образцу международной валютной системе золотого стандарта.
Промышленный переворот, который начался в Англии в 1760-ые годы, историками считается первой технологической революцией. Она завершилась примерно через столетие в странах первого и второго эшелона капиталистических стран.
Вторая же технологическая революция охватила период с последней трети XIX в. и вплоть до первой мировой войны (1914-1918).
Считается, что наиболее подходящим названием для этой эпохи является «монополистический капитализм», во многом сходное с такими определениями как финансовый капитализм, фондовый капитализм, империализм.
Это время было периодом качественных сдвигов в экономике мирового капиталистического хозяйства, в научно-исследовательской сфере, в особенностях взаимоотношения между капиталистическими кругами и рабочими массами, между буржуазией и государством.