Основные изобретения XIX в.
В конце XVIII века в Англии началась промышленная революция.
Важные технические изобретения были сделаны в XIХ веке:
- Первый металлообрабатывающий токарно-винторезный станок изобрел Генри Модсли. Машина заменила ручной труд в операциях, где требовалась точность;
- В текстильной промышленности большим прорывом стало изобретение Джозефом Мари Жаккаром машины для изготовления узорчатых тканей;
- В 1842 году Джеймс Несмит сконструировал паровой молот, способный полностью выковывать большие металлические детали;
- Пьер Эмиль Мартен создал печь, в которой плавили сталь более высокого качества.
Последняя треть XIX века – эпоха электричества. В 1882 году Томас Эдисон построил первую электростанцию. Электричество начали активно использовать для освещения и в промышленности. Эксперименты ученых показали, что электричество может передаваться на большие расстояния.
В 1840-х годах Сэмюэл Морзе сконструировал первое средство междугородной связи – телеграф, который использовался в диспетчерских центрах станций. В 1876 г. Александр Белл получил патент на изобретение телефона. Практически одновременно в 1897 году А.С. Попов и Г. Маркони изобрели радио.
Свои изобретения в оружейной области сделали:
- Самуэль Кольт, создавший револьвер,
- Хирам Максим, сконструировавший пулемет,
- Альфред Нобель – изобретатель динамита.
Развитие транспорта
В XIX веке в сфере транспорта произошли важные изменения. В 1807 году Роберт Фултон построил пароход под названием Claremont. Фултон также разработал проект подводной лодки «Наутилус», но в те годы он так и не был реализован.
В 1819 году судно «Саванна» пересекло Атлантический океан, проделав путь из Нью-Йорка в Ливерпуль всего за 20 дней. Морские путешествия перестали зависеть от ветра. Усовершенствование водного транспорта способствовало увеличению миграции.
На ускорение темпов промышленной революции оказало влияние появление железнодорожного транспорта. Основная заслуга здесь принадлежит англичанину Джорджу Стивенсону. В1814 году он занялся строительством паровозов. Под его руководством в 1825 году была построена железная дорога Дарлингтон - Стоктон, а в 1830 г. – Манчестер-Ливерпуль. На этом маршруте паровоз Стивенсона «Ракета» выиграл соревнование, разогнавшись до скорости 48 км / ч.
Уже в 1860 году протяженность железнодорожных путей составляла 110 000 км, а в конце века – 790 000 км.
Промышленность получала сырье вовремя и в достаточном количестве и могла обеспечить бесперебойную реализацию продукции.
Созданный в 1769 году французским артиллерийским офицером Никола-Жозефом Куньо «дорожный локомотив» - трехколесный трактор с паровым котлом, считается родоначальником современного автомобиля. В 1803 году Оливер Эванс запустил паровой транспорт по улицам Филадельфии, английский дизайнер Ричард Тревитик в 1802 году показал свою машину с паровым двигателем в Лондоне. Его машина двигалась с ревом и дымом, пугая прохожих, за что ее прозвали «огненным дьяволом».
В 1886 году Готлиб Даймлер и Карл Бенц создали первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Практически сразу в Европе разразилась «автомобильная эпидемия».
Создание двигателя внутреннего сгорания способствовало развитию добычи и переработки нефти. В 1890-х годах в мире стало доминировать «ископаемое топливо».
«Железный век» изменил внешний вид городов, образ жизни человека, его работу. Строились и развивались города, возросла потребность в общественном транспорте, активно создавались омнибусы – большие автомобили, следовавшие по заданному маршруту. В 1863 году в Лондоне было открыто первое Метро. Строились тоннели, мосты, каналы.
Немец Вернер фон Сименс изобрел электрический трамвай. Первая линия электрического трамвая длиной 2,5 км соединила пригород Лихтерфельда с Берлином в 1881 году.
Становление индустриальной цивилизации
В XIХ веке в Англии начался процесс замены мануфактур фабриками, где стал применяться машинный труд. К началу 1860-х годов в Англии было более 5000 фабрик.
Потребности развития мануфактур способствовали появлению ряда изобретений в области механики:
- механического ткацкого станка,
- прядильной машины,
- паровой машины.
Сам характер производства в то время требовал большой концентрации производства, поэтому к концу XIX века возник монополистический капитализм.
С появлением индустриальной цивилизации изменились принципы жизни. В Средние века и в начале Нового времени место человека в социальной иерархии определялось при рождении. В эпоху промышленной революции сформировалось общество, которое поощряло инициативу и предприимчивость.
Социальное разделение общества уходило в прошлое, число буржуазии и рабочего класса увеличивалось. Крупной промышленностью и банками управляли представители буржуазии, которые сколотили миллионы состояний.
В промышленно развитых странах рабочий класс был разделен на группы: квалифицированные рабочие, часто образованные, могли подняться по социальной лестнице до офисных работников и неквалифицированных рабочих, выполняющих самую тяжелую работу. Широко использовался труд женщин и детей. Детский труд был тяжёлым и менее оплачиваемым.
В 1930-е годы рабочий день на британских промышленных предприятиях обычно длился от 12 до 16 часов. Заработанного трудягам едва хватало на жизнь. Так в 1838-1839 гг. в городке Эштон-андер-Лайн семья ткачей из четырех человек со средней недельной заработной платой могла купить 12 кг хлеба и ничего другого; за это время более половины заработной платы было потрачено на аренду и другие выплаты. За малейшее правонарушение рабочие были оштрафованы. Условия труда, как свидетельствуют правительственные отчеты, стали причиной многих травм, болезней и высокой смертности. В производстве преобладали казарменные правила и правила.
Сформировался средний класс, в который вошли мелкая буржуазия, служащие частных и государственных учреждений. Города и городское население быстро росли. В экономической жизни буржуазия все больше заявляла о себе.
Индустриализация сопровождалась модернизацией политической сферы, изменением устоев и светских ценностей. В итоге традиционное общество было заменено индустриальным.