Принцип историзма
Под принципом историзма понимается научный подход, при котором те или иные события рассматриваются с учетом условий, когда эти события происходили, и в неразрывной связи с другими событиями.
Другими словами, изучая явление необходимо учитывать все факторы, оказавшие влияние на его возникновение и развитие.
Такие фразы «с учетом эпохи…», «для того времени…» и другие указывают на то, что историки используют принципы историзма, занимаясь изучением конкретной эпохи и давая оценку деятельности людей того времени.
Чтобы лучше понять какое-то явление историку необходимо погрузиться в мир того человека, который жил в то время. Большую ошибку можно совершить, если давать оценку действий или рассматривать рациональность традиций с точки зрения современности.
Для того чтобы картина мира была объективна и корректна необходимо строго признавать и учитывать связь между прошлым и настоящим.
Философы раннего периода рассматривали историю как бессвязный фрагментарный процесс, не имеющий никаких взаимосвязей, а события происходят потому, что они происходят и всё.
Материальный историзм, появившийся в середине XIX века, требовал рассматривать каждое историческое явление с точки зрения его появления, развития, конечной его формы, с обязательными другими связями и конкретным опытом истории.
Любой историк, рассматривая историческое событие, должен погрузиться в ту эпоху, отказаться от современных идей и культурных особенностей, в которых он живет.
Ему необходимо широко изучить все явления, сопутствующие событию и соотнести их, объясняя явления в рамках критерий исследуемой эпохи.
Принцип историзма обосновали немецкие философы-идеалисты в начале XIX века, а К. Маркс, опираясь на их идеи, обосновал материалистическое понимание историзма.
В исследованиях немецкого историка Л. Ранке программа историзма была реализована полнее всего. Ранке признавал доступность исторического бытия познанию и отдавал предпочтение политическим событиям.
В своих работах он отводил особое место изучению великих личностей и их роли в истории.
По его мнению, те источники, которые содержат свидетельства об объективных фактах, являются единственной опорой нашего знания. Это значит, что началом любого исторического исследования должен быть критический разбор источников.
Работы немецкого ученого показывали, что в развитии общества существует преемственность и подчеркивали положительное значение традиции в истории, культуре и политической жизни.
Историзм подвергался критике в конце XIX века со стороны философии жизни и циклических концепций исторического процесса, а второе дыхание получил в связи с разработкой глобалистских моделей истории в конце XX века.
Положительными идеями историзма являются принципы исторического измерения явлений, связи времен, невозможность познания явлений вне их истории.
Историческое сознание
В историческом сознании выделяют несколько уровней:
- низший уровень исторического сознания (первый) формируется на основе накопления жизненного опыта. На протяжении своей жизни человек наблюдает какие-то события, но привести их в систему и оценить с точки зрения всего хода исторического процесса, он не способен. Эти события выступают в эмоционально окрашенных воспоминаниях, часто неточных, субъективных;
- вторая ступень исторического сознания может формироваться на основе художественной литературы, радио, телевидения, живописи, знакомства с историческими памятниками. Историческое сознание на этом уровне отрывочно, хаотично и тоже не превращается ещё в систематическое знание. Впечатления от увиденного бывают очень яркими и остаются на всю жизнь, например, образ Петра Великого складывается у широких масс народа по роману А.Н. Толстого, а не по академическим исследованиям. Объективная реальность на этом уровне исторического сознания выражается в мифах, легендах, анекдотах;
- в основе формирования третьей ступени исторического сознания лежат собственно исторические знания, полученные на школьных уроках истории, где представления о прошлом даются в систематизированном виде. Однако здесь есть один нюанс – завершая изучение отечественной истории, забывается то, с чего начиналось это изучение, потому что курс изучения рассчитан на несколько лет;
- четвертая ступень формирования исторического сознания является высшей – на этой ступени идет теоретическое осмысление прошлого, на основе накопленных знаний и его обобщения формируется научное мировоззрение. Предпринимаются попытки на конкретном историческом и теоретическом уровне объяснить прошлое во всей его противоречивости и сложности.
Историческое сознание, сформированное на теоретическом уровне, дает возможность мыслить историческими категориями, исторический процесс осмысливать в его развитии, в хронологической взаимосвязи времен.
Рисунок 1. Историческое сознание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Носителем этого уровня является наука история. Историческая наука может определить ведущие тенденции общественного развития, имея систематизированные научные знания истории общества, и может сформулировать некоторые прогнозы.
Историческое сознание представляет собой коллективную память исторического опыта общества, её сохранение и осмысление, но оно охватывает не только опыт прошлого, поэтому не будет сводиться лишь к исторической памяти.
Коллективная память общества, как и индивидуальная память человека, неоднородна. Возникновение исторического сознания и его развитие, а также исторической памяти, как его составляющей, отражает связь времен в материальной и духовной культуре любой общности и обеспечивает историческую устойчивость носителя этой культуры.
Историческая память
Память – это, прежде всего, жизненный опыт, знание пережитых и прочувствованных событий, отражающихся эмоционально.
Память историческая является понятием коллективным, которая заключается в сохранении общественного и понимании исторического опыта.
Коллективная память есть как у членов одной семьи, так и у населения города, у всей нации, всего человечества.
Коллективная историческая память имеет свои этапы развития и, прежде всего, это забвение.
Суть его заключается в том, что через определенный отрезок времени те или иные события человек забывает, поскольку череда эпизодов не прерывается, и старые впечатления заменяются новыми.
Столкнувшись с уже прошедшими фактами в какой-либо литературе, можно увидеть, что информация разнится, потому что авторы излагают аргументы по-своему, вкладывая свои личные впечатления и свое отношение и неважно, какая это будет тема.
Читатели воспринимают события глазами авторов и имеют возможность сопоставлять и анализировать, делать собственные выводы.
Народная память будет правдивой только в том случае, если она развивается в условиях свободы слова, а тотальная цензура делает её искаженной.
Следующий, важный этап развития исторической памяти, заключается в сопоставлении событий настоящего времени, с событиями прошедших времен и иногда может иметь прямую связь с историческим прошлым.
Созидать человек может только тогда, когда анализирует опыт прошлых достижений и ошибок.
Народная память к прошлому выражалась разными формами – в старину информация передавалась в сказках, легендах, преданиях.
Мужество защитников своего Отечества воспевали былинные сюжеты. Затем это были книги, а в настоящее время – это СМИ.
Проблема исторической памяти является особенно актуальной в современном мире, ибо, зная, как развивался свой народ, человек способен определить, что будет для общества полезным в будущем.
Переписывание исторических событий должно насторожить общество. К сожалению, радикальные коалиции современности пытаются по-новому осмыслить исторический опыт трагических событий и разрушительных войн.
Историческая память является мощным регулятором общественного сознания, но, к сожалению, сегодня наблюдается нравственный кризис среди россиян, так же, как и у других народов.
Важная задача старшего поколения страны – формировать у молодого поколения приоритеты и желание хранить память о прошлом своей страны.