Идея предопределения
Предопределение – это понятие христианской теологии, согласно которому только Бог предрешает все события в жизни человека и решает, кто будет помилован и получит право на жизнь вечную.
Идея предопределения тесно связана с философскими дебатами о детерминизме. Предопределение и взаимосвязь между благодатью и свободной волей были в центре споров между приверженцами пелагианства и августинизма, возобновившихся в ходе противостояния между католиками и протестантами, затем между авторитетными реформаторами и радикалами, а также между кальвинистами и арминианами, а позже между янсенистами и иезуитами (которые поддерживали молинизм).
Предопределение в доктрине Мартина Лютера
Мартин Лютер (1483-1546 гг.) – теолог, профессор университета, «отец» протестантизма и реформатор церкви, идеи которого оказали большое влияние на протестантскую Реформацию, изменившую ход западной цивилизации.
Мартин Лютер в своем курсе «Послания к римлянам» 1516 г. подчеркивал духовную полезность доктрины предопределения, которая побуждает христианина смириться перед Богом, отказаться от надежды на свои собственные силы и полагаться исключительно на божественную благодать.
Обеспокоенный вопросами смерти и спасения, свойственными христианству в конце Средневековья, Лютер обращается к Библии, находя ответы в Послании Павла к Римлянам. Согласно Лютеру, спасение души – это бесплатный дар Бога, полученный через искреннее покаяние и искреннюю веру в Иисуса Христа как Мессию. Лютер бросил вызов папской власти, считавшей Библию единственным законным источником христианской власти.
Лютеранское богословие, известное своей сложностью, можно охарактеризовать несколькими основными принципами:
- sola scriptura: одно лишь Священное Писание представляет собой источник всей веры и всего знания, которое человек может получить о Боге, следовательно, оно составляет критическую норму всех рассуждений и всех христианских действий;
- sola gratia: только благодать может помочь человеку достичь спасения;
- sola fide: только верой во Христа человек без всякого труда с его стороны можно достичь спасения;
- solо Christus: только Христос, истинно человек и истинно Бог, своей пастырской жертвой на кресте допускает оправдание и исцеление, которые передаются Евангелием и таинством Евхаристии (этот последний принцип лежит в основе трех других).
В 1516-1520 годах Лютер участвовал в нескольких диспутах, в которых защищал тезис об отсутствии свободы воли без благодати. В тезисах, представленных на Гейдельбергском диспуте в 1518 г., Лютер утверждал, что после грехопадения свобода воли существует только на словах, и все, что она может сделать – это указать на смертный грех. В 1520 году Лютер был отлучен от церкви, а его доктрина свободы воли была осуждена. В том же году Лютер написал трактат в свою защиту, в котором обвинил Рим в пелагианстве. В 1522 году Лютер опубликовал первую немецкую Библию. В предисловии он снова затронул тему предопределения, настаивая на том, что люди настолько слабы, что, если бы они остались одни, никто бы не спасся, и дьявол бы восторжествовал.
Предопределение в кальвинизме
Жан Кальвин (1509-1564 гг.) впервые озвучил свои взгляды на предопределение в 1536 году, в год, когда Реформация достигла Женевы. Многие реформаторы выступали против теологии Кальвина.
В его «Наставлении в христианской вере», опубликованном в 1536 г., вопрос о предопределении практически не был разработан; но уже в издании 1539 года Кальвин посвящает этой проблеме целую главу, которая будет увеличиваться в ходе последующих изданий, вплоть до 1559 года. Его работа на эту тему завершается двумя отдельными трактатами:
- «О вечном предопределении Бога» (1552 год),
- «Конгрегация вечных выборов» (1562 г.).
Согласно Кальвину, предопределение – это возможность Бога определить, что он хочет делать с каждым человеком: одних направляет к вечной жизни, других – к вечному проклятию. Тех, кого он призывает к спасению, он принимает по своей милости, не обращая внимания на их собственные достоинства. Когда Господь отмечает тех, кого Он избрал, называя их и оправдывая их, и наоборот, лишая нечестивых знаний Своего слова или освящения Своим Духом он демонстрирует это знамением, , каким будет их конец и какой приговор приготовлен для каждого из них.
Предопределение Кальвина характеризует Бога не как неподвижное и всеобщее существо, а как активную отдельную личность. Он отстраняется от заботы о достижении человеческого спасения, которое всегда остается неопределенным, и вовлекает человека в постоянную реакцию благодарности, трепета и надежды.
Кальвин настаивал на понятии «слепого» призвания.
В отличие от схоластов, которые рассматривали предопределение как особый случай провидения, Кальвин в своей системе отводит положение, подчиненное провидению. Утверждение о том, что предопределение к спасению и проклятию не являются логически связанными институтами Бога (т.е. Он хочет сначала спасти все человечество, а затем наказывает, отвергая тех, кто хочет это предотвратить), а наоборот – одним действием, приближает позицию Кальвина к взглядам богослова XIV века Григория Римини. Кальвин также не признает причинно-следственную связь между избранием и будущими заслугами человека, которые предвидит Бог. Эти концепции концептуально различны: в предвидении Бог знает, что происходит; в предопределении он определяет, что должно произойти. Предвидение не делает вещи необходимыми, оно основано на том, что принятое решение неизбежно будет выполнено. Кроме того, если бы предопределение было основано на предсказуемых заслугах или вере, тогда возникла бы некоторая степень зависимости действий Бога от человека, что в принципе невозможно. Кальвин оправдывает доктрину двойного предопределения существованием божественного плана наказания нечестивых, а также опровергает мнение тех, кто считает, что человеческие усилия или вера необходимы для обретения спасения.