Древний Восток – это территориально-хронологическое понятие в исторической науке, которым обозначается ряд стран, на чьей территории возникли и развивались первые в истории цивилизации.
Зарождение и развитие понятия «Древний Восток»
Понятие «Восток» для обозначения народов с общими чертами в организации жизни возникло впервые в древней Греции в архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н.э.). Тогда уже прошли важнейшие этапы формирования основной ячейки общества древних греков – полиса. Взаимодействуя с государствами Малой Азией, Восточного Средиземноморья, Египтом, греки обратили внимание, что эти страны –не мелкие общины с коллективным или коллегиальным управлением, а царства с культурой более древней, чем культура самих греков. Греческий мир Балканского полуострова вынес военное противостояние с персидской державой, объединившей в своем составе весь «Восток». Сохранение греками независимости и даже приобретения ряда преимуществ в ходе греко-персидских войн (500-449 гг. до н.э.) навели их на мысль о превосходстве полисного уклада над восточными монархиями. Успех похода Александра Македонского и становление государств с македонскими династиями во главе на территориях от Средиземного моря до Индии убедили греков в превосходстве их образа жизни.
Позже Малая Азия, Восточное Средиземноморье и Египет подпали под власть Рима, а к востоку лежало Парфянское царство. Впервые противоположность между Западом и Востоком была оценена в категории «противостояния сверхдержав». Такое восприятие продолжилось, когда Рим сменила Византийская империя, а Парфию –персидская держава Сасанидов, а после Арабский халифат.
Одновременно различие между Западом и Востоком получило религиозную окраску: бывшие под властью Рима территории составили к IV веку до н.э. христианский мир, а к Востоку от них распространялись иные религии (в первую очередь ислам, который в средневековой Европе воспринимался как естественный враг христианства). В раннее новое время представления европейцев о Востоке были пополнены контактами с китайской цивилизацией. В началу XIX века понятие «Востока» включал мусульманский мир, Китай и Индию, причем два последние региона воспринимались как «сколки» древнего Востока, дающие представление о его жизни. Собственно древнейшая история стран Востока к западу от Индии европейцам была известна исключительно по свидетельствам Библии и античных авторов.
Открытия первых десятилетий XIX века позволили создавать представления о цивилизациях древнего Востока на знакомстве с их письменными источниками. В 1822 году Ж.-Ф. Шампольон дешифровал иероглифическую древнеегипетскую письменность; в течение первой половины XIX века были дешифрованы аккадская, древнеперсидская, эламская клинопись, что позволило к началу XX века расшифровать клинописные письменности всех культур Ближнего и Среднего Востока.
Эти открытия совпали с началом колониального проникновения европейцев на Восток. Европейские ученые проводили археологические раскопки, а в ряде случаев создавали организации, централизовавшие подобные изыскания в масштабе целых стран; интенсивность таких изысканий была возможна благодаря поддержке самих колониальных держав, сделавших этот вид деятельности частью идеологии. В течение XIX века был накоплен гигантский массив источников по истории Древнего Востока. Пополнение археологических данных продолжается, хотя оно несколько замедлилось. Современные ученые обладают данными, позволяющими полностью выстроить схему исторического развития разных регионов Востока до самого конца древности.
Территориальные рамки понятия «Древний Восток»
Территориально к Древнему Востоку ученые относят страны от Средиземного моря (Восточное Средиземноморье, Малая Азия, Египет) до Тихого океана. С севера единой границей огромного пространства является Великая Евразийская степь; а на юге границей можно считать Индийский океан в Азии, а в Африке – южные рубежи сферы влияния цивилизации Египта в районе 5-го порога Нила.
Карфаген и прочие колонии финикийцев в Западном Средиземноморье и Африке не следует относить к древнему Востоку, так как по событиям, и по внутреннему устройству они ближе к античным обществам.
Хронологические рамки понятия «Древний Восток»
Началом истории каждого из регионов древнего Востока является возникновение там государства и цивилизации.
Государство – это тип организации общества, значительная часть членов которого образует особую группу, постоянно занятую управлением.
В обществах этой фазы развития появляются главные атрибуты цивилизации:
- городские поселения;
- монументальные храмовые и дворцовые сооружения;
- письменность.
Раньше всего такая организация общества возникла в Египте и Месопотамии в середине IV тысячелетия до н.э., потому что здесь раньше всего потребовались усложнившиеся по сравнению с первобытностью условия жизни людей (возникновение такого типа хозяйства, как высокопродуктивное ирригационное земледелие). Распространение цивилизации и государственности на другие территории было связано с влиянием древнейших центров. Государственность на Иранском нагорье, в Малой Азии и Восточном Средиземноморье сформировалась в III тыс. до н. э под влиянием Месопотамии. В Индии государства возникли в III тысячелетии до н.э., в Китае – на рубеже III-II тысячелетий до н.э. Начало истории Древнего Востока варьируется от региона к региону. К середине I тысячелетия до н.э. цивилизации и государства сформировались на всем пространстве Востока. При этом выделились три замкнутых макрорегиона:
- Ближний и Средний Восток;
- Дальний Восток;
- Южная Азия.
В первом древневосточную историю завершил поход Александра Македонского, после которого на данной территории сложилась система эллинистических государств, история которых изучается как часть истории античности. В Южной Азии и на Дальнем Востоке изменений в типе государственности, сопоставимых со следствиями завоеваний Александра в древности не было: понятия «древневосточная история» и «древняя история» в этих регионах тождественны. В Индии финалом древности принято считать падение династии Гуптов в V веке н.э., в Китае – распад империи Восточная Хань в 220 году до н.э.; обе даты неслучайны, поскольку первое событие связано, а второе – смежно по времени с общим для всей Евразии процессом, вошедшим в историю как Великое переселение народов.