Предпосылки и процесс становления мировой индустриальной цивилизации
В XIX веке, благодаря развитию железных дорог, изобретению пароходов, автомобилей, одни цивилизации получили возможность оказывать влияние на жизнь других цивилизаций. Стали появляться мировые колониальные империи.
Мир стал более единым. Предпосылками для этого стали научно-техническая революции и колониальный раздел мира. Важнейшим проявлением единства мира стал общий вектор развития всех стран и народов мира. В мире наметилась тенденция движения от аграрной цивилизации к индустриальной.
Взаимосвязь между различными районами мира становилась более тесной. Если в XVII- XVIII вв. континенты были связаны морскими дорогами, то во второй половине XIX — начале XX в. — внутриконтинентальными железными дорогами.
Если раньше индейцы Америки никак не были связаны с китайцами, жители Черной Африки с японцами, то теперь все они оказались в тесном контакте с Западом. Подчиняясь Западу, они были вынуждены изменять собственные традиции.
Раньше неевропейские народы развивались своими темпами, в своем направлении, а теперь они были встроены в общий вектор мирового развития.
Процесс становления мировой индустриальной цивилизации создал предпосылки для начала модернизации жизненного уклада народов Азии, Африки и Латинской Америки. Во второй-половине XIX - начале XX века активно идет процесс интернационализации рынков, набирает обороты развитие западной цивилизации, которая активно расширяла свои границы.
В начале XX века на аграрно-индустриальный путь развития встали Россия, страны Южной и Юго-Восточной Европы, Япония и некоторые стран Латинской Америки, а в период с 20-х по 40-е гг. — Китай, Иран, Турция, Саудовская Аравия, Египет, а также остальные страны Латинской Америки.
Эти страны находились между индустриальным центром мира, в котором уже завершился процесс модернизации традиционных основ жизни общества, и аграрной периферией — странами и народов колоний, в которых эти процессы только начнутся после окончания Второй мировой войны.
Особенности развития центра и периферии цивилизации
Исследователи представляют мировую индустриальную цивилизацию в виде нескольких концентрических кругов:
- индустриальные и индустриально-аграрные страны (центр мировой цивилизации),
- аграрно-индустриальные страны (периферия индустриального мира),
- полуколонии, т. е. аграрно-сырьевые придатки индустриально развитых стран,
- периферия мирового развития — колонии индустриально развитых стран.
Аграрно-индустриальные страны, составлявшие периферию мировой индустриальной цивилизации, отставали от индустриальных (центра мировой цивилизации) и индустриально-аграрных стадиально. Полуколонии находились на той стадии, которая соответствовала XVI -XVII вв. на Западе.
У стран третьей «волны» модернизации не было ста лет в запасе, им приходилось ускорить процесс развития от традиционных оснований жизни к современным.
В отличие от стран первой и второй «волн» модернизации, в которых традиционалистское мировосприятие было вытеснено, а на смену ему пришло рационалистическое, в странах третьей «волны» традиционализм был по-прежнему силен.
Процесс модернизации в странах третьей «волны» активизировался после нескольких войн, среди которых русско-японская, испано-американская, балканские, итало-турецкая, японо-китайская и Первая мировая война. Еще одним фактором, ускоривших модернизацию, стал ввоз в эти страны иностранного капитала.
Сторонники модернизации считали, что страны, относящиеся к периферии мировой цивилизации, видели причину отставания в традиционных укладов. Они стремились создать современную индустриальную базу. Пытаясь быстрее встать на путь модернизации, эти страны иногда шли на крайние меры, не учитывая исторические особенности, что только тормозило реформы.
Во второй половине XIX — начале XX в. усиливается разница в развитии между странами, что приводит к обострению внутренних противоречий между странами-метрополиями и странами, у которых не было колоний, а также между колониями и метрополиями.
До 1917 года процесс модернизации контролировал Запад. Западные страны рассматривались как образец, чей опыт следует применять. Такое представление называется однополярным, западноцентристским. Тогда считалось, что у стран, относящихся к периферии мировой цивилизации, есть два варианта развития – возвращаться к традиционным устоям или идти по западному пути развития.
После того как биполярный мир рухнул, снова встал вопрос о том, является ли западный путь развития универсальным. Если да, то тогда можно говорить о возврате к западноцентристскому миру, если нет, то тогда актуален вопрос становления многополюсного мира, в котором одним из полюсов будет Запад.