Сущность понятия «гетеры»
Гетера – это публичная женщина высшего уровня, ведущая свободный, независимый образ жизни.
Эти женщины не связаны какими-либо правилами и ограничениями. Гетер, наделенных приятным нравом, достоинством и красотой и занимавших высокое место в собрании людей, называли «ганиками». Куртизанки Индии, как царевны и дочери вельмож, считались наиболее образованными женщинами и должны были владеть 64-мя видами искусств. Среди них пение, украшение дома, игра на музыкальных инструментах, составление цветочных гирлянд, знание пьес, строительное дело, резьба по дереву, металлургия, изготовление благовоний и косметических средств, химия, фехтование и др.
Рисунок 1. Гетеры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Гетера постоянно жила со своим «возлюбленным», которого еще надо было найти. Эту своеобразную профессию гетера, как правило, наследовала от матери, которая устраивала любовные дела дочери и контролировала её первое время. Мать подыскивала богатых клиентов, следила за тем, чтобы между ними не возникла настоящая любовь.
Видов гетер в древней Индии было очень много, отличались они своей знатностью, богатством, кругом клиентов и др.
Камасутра выделяет 9 видов, но не называет их отличий. Современные исследователи называют только пять видов гетер.
Самым почетным является первый вид гетер – это царские куртизанки, практически не отличавшиеся от наложниц. У них был специальный надзиратель, а сами гетеры должны были докладывать царю о своих доходах и посетителях. Кроме этого они получали приличное жалованье. Основная их обязанность заключалась в ублажении царя и некоторых придворных, к кому царь был благосклонен. Гетеры этого ранга пользовались дорогими украшениями из царской казны, сопровождали царя даже во время военных действий.
Городские гетеры – это второй их вид, в котором выделяли богатых и знатных гетер и гетер, живущих в публичных домах.
Богатые городские гетеры жили в роскошных домах, принадлежавших царю и состоявших из 8-ми дворов с садом. Каждый двор оказывал свое психологическое воздействие на посетителя.
Городские гетеры находились под присмотром особых надзирателей, собиравших с них налоги. Их посетителями были бродяги, воры, но все с хорошими манерами и, как правило, образованные.
К третьему виду относились городские гетеры, находящиеся в приниженном положении и более бедные. Местом их обитания были городские окраины, публичные дома, притоны.Оплата их услуг обговаривалась заранее и, конечно, не предусматривала дорогих подарков.
Ореолом святости окружалась деятельность 4-го вида гетер – это были особые, храмовые гетеры. Их называли давадаси или рабыни бога. Профессия этих гетер передавалась по наследству, а иногда девочку приносили в виде подношения богу. Их служба богу состояла в танцах, песнях и в ублажении верующих.
К девушкам легкого поведения относились и индийские актрисы, в основном замужние. Муж мог запретить жене вести вольный образ жизни, но чаще всего этого не происходило.
Положение гетер в обществе
В обществе к гетерам относились по-разному, и отзывы о них имели чисто субъективный характер. Реальное положение зависело от богатства гетеры, хотя оттенок презрения в индийском обществе богатство не могло смыть.
В Древней Индии это положения гетер было пародоксальным – презренные женщины из низших сословий пользовались почетом и большой популярностью. Меньшим почтением пользовались гетеры, обслуживающие обычных горожан, а те, что обслуживали царских и знатных особ пользовались большим почтением.
Образованные куртизанки были украшением общества, поскольку царь такую куртизанку всегда чтил, а достойные люди восхваляли её, видя в ней образец.
Что касается простых людей, то, как свидетельствует драма «Глиняная повозка», особой любви к гетерам они не испытывали.
За убийство гетер, находящихся при царе, взимался штраф в сумме 72 000 пан, что по тем временам было огромной суммой.
В «Глиняной повозке» рассказывается о том, что шурин царя – Самстханака за милость гетеры Васантасены готов был стать рабом. Однако она отказывает ему, и он хочет оттаскать её за волосы, а Тунеядец – ещё один герой драмы, ему отвечает, что таких достойных женщин в порыве злости за волосы хватать нельзя. Это говорит о том, то гетеры первого вида были, по всей вероятности, неприкосновенны и находились под защитой царской администрации.
Тем не менее, в обществе существовало пренебрежение к гетерам, потому что с религиозной точки зрения они приравнивались к ворам.
Одежду, которую носила гетера, приносить во внутренние покои дома строго запрещалось, а к её эмоциям и чувствам опытные мужчины относились настороженно, потому что за них надо было платить деньги.
В Камасутре написано, что гетера должна входить в доверие, привязывать мужчину к себе, но не привязываться сама. Фальшивость чувств и эмоций гетеры показывал блеск её ослепляющих украшений, а её воображаемая любовь принадлежала тому, кто платит деньги.
В драме «Глиняная повозка» устами Тунеядца дается характеристика гетер, где он сравнивает гетеру с рынком, говорит о её чванливости, обмане, бесчестье. Характеристика куртизанок, таким образом, была, главным образом, отрицательная, но это не общепринятая точка зрения и зависит от тех или иных обстоятельств.
Очень интересным моментом драмы является сравнение гетеры с богиней. Это отождествление проститутки с богиней идет из уст высшего духовного сословия. Божественную сущность гетеры мужчины видели в том, что она была способна дать физическое и нравственное наслаждение.
Таким образом, получается, что в древнеиндийском обществе отношение к гетерам, как и их положение, были неоднозначными.
Гетеры Индии в XIX веке
Гетеры совсем не безобидны, их использовали как мощное оружие в политической борьбе.
Если в Древнем мире приходилось у кого-то отбирать власть, а победить его на поле боя не удавалось, прибегали к услугам гетер. В знак примирения приносились дары, среди которых была и гетера.
Её задача заключалась в том, чтобы своими ласками привести в истощение непобедимого правителя, тогда отобрать у него власть не составляло труда.
Они были не только отличными любовницами, но и искусными убийцами. В древних источниках Индии рассказывается о ядовитом растении аконитине.
Куртизанки использовали этот яд на своих губах, предварительно покрыв их специальным водонепроницаемым веществом. После этого аконитин наносился на губы в виде губной помады, и было достаточно всего одного поцелуя, чтобы возлюбленный в страшных судорогах скончался.
Положение гетер изменилось с середины XIX века. Под влиянием социальных реформ и колониальной политики Англии, сознание индийцев стало меняться.
Девадаси, Танаиф не вписывались в новое представление о роли женщины, насаждавшееся Викторианским колониальным режимом, и их просто уравняли с проститутками.
Этой пропагандой занимались сами англичанки, приезжавшие в Индию с мужьями, а позже в рамках таких обществ как Армия спасения, Красный крест и др.
Приехав в Индию, жены английских офицеров видели на улицах сексуально обворожительных, прекрасно одетых и сообразительных женщин. Они напоминали им гетер и, безусловно, тревожили, в то время как в самой Европе эта традиция уже минула.
Британская колонизация Индии окружила Девадаси презрением и под страхом смерти сделала их в качестве «девок» для утех британских солдат.
С началом массовых эпидемий венерических заболеваний среди этих женщин древний культ священной проституции британцы запретили как аморальное явление.
Соприкоснувшись с Западом, институт храмовой проституции потерял религиозно-эротическое значение и превратился в торговлю телом.