Первая мировая война — это один из самых кровопролитных конфликтов за всю историю человечества.
Отличительными чертами авиации времен Первой мировой войны были архаичность конструкций и быстрое их совершенствование. Авиация во время войны была представлена воздушными шарами, дирижаблями и самолётами.
Внедрение новых технологий
В 1914 году все страны начали войну с самолётами без вооружения за исключением оружия пилотов. По мере развития влияния авиационной разведки на ход боевых действий, возникла необходимость в вооружении, способном предотвратить попытки противника войти в воздушное пространство. Быстро стало понятно, что в воздушном бою огонь из ручного оружия бесполезен.
В начале 1915 года, французы и англичане на самолёты начали ставить пулемётное вооружение. Так как винт препятствовал обстрелу, пулемёты ставили на машины с винтом, расположенным сзади и не мешавшим ведению огня. Первым истребителем стал британский Vickers F.B.5, построенный для воздушного боя закрепленным на турели пулемётом. Однако особенности самолётов с толкающим винтом не позволяли развивать высоких скоростей, и перехват разведчиков был затруднителен.
Спустя время, французы предложили способ решения проблемы стрельбы через передний винт: накладки из металла на лопасти. Попадающие в накладки пули отражались не нанося повреждений деревянному пропеллеру. Это решение не было удовлетворительным: боеприпас впустую расходовался из-за попадания пуль в лопасти и удары пуль деформировали пропеллер. Но за счёт таких мер авиация Антанты получила перевес над Центральными Державами.
1 апреля 1915 года сержант Гарро на истребителе Morane-Saulnier L впервые сбил самолет пулеметом, стреляющим через винт. Не повредить винт позволили отражатели, установленные на самолете. В мае 1915 года фирма «Фоккер» разработала версию синхронизатора, позволявшего вести огонь сквозь винт самолёта: механизм давал пулемёту выстрелить тогда, когда перед дулом не находились лопасти. Впервые синхронизатор установили на истребитель Fokker E.I.
Появление летом 1915 года германских истребителей оказалось полной неожиданностью для Антанты: её истребители имели устаревшие схемы и уступали аппаратам Фоккера. Летом 1915 года – весной 1916 года немцы доминировали в небе, обеспечив себе перевес.
Только летом 1916 года Антанта смогла восстановить положение. Поступление манёвренных лёгких бипланов конструкторов, превосходивших ранние истребители Фоккера в манёвренности, позволило изменить ход воздушной войны в пользу Антанты. Вначале Антанта имела проблемы с синхронизаторами, поэтому пулемёты истребителей размещались над пропеллером.
Немцы во второй половине 1916 года ответили появлением истребителей-бипланов Albatros D.II, и Albatros D.III. За счёт легкого, прочного и обтекаемого фюзеляжа, немцы своим машинам придали лучшие характеристики. Это вновь позволило им получить техническое преимущество.
За апрель 1917 г., англичане лишились 245 самолётов. Немцы в боях потеряли лишь 60 аэропланов.
Ответ Антанты был быстрым и эффективным. Летом 1917 года появление новых истребителей Sopwith Camel, Royal Aircraft Factory S.E.5 и SPAD позволило восстановить в воздушной войне положение дел. Преимуществом Антанты было лучшее состояние двигателестроения. Также, с 1917 года Германия испытывала дефицит ресурсов.
К 1918 году авиация Антанты добилась качественного и количественного превосходства в воздухе. В попытке изменить ситуацию, немцы попытались разработать новые приёмы (например, во время наступления летом 1918 года были впервые применены воздушные удары по аэродромам, с целью уничтожить авиацию противника на земле), но эти меры не изменили общей ситуации.
Тактика ведения авиационных боев в Первую мировую войну
В начале войны при столкновении самолётов бой велся личным оружием или при помощи тарана. Впервые таран применил 8 сентября 1914 года русский ас Нестеров. Оба самолёта упали на землю. 18 марта 1915 года другой летчик применил таран без падения самолёта и вернулся на базу. Такую тактику применяли в силу отсутствия вооружения или его малой эффективности. Таран от лётчика требовал исключительных точности и хладнокровия, так что тараны Нестерова и Казакова были единственными в истории войны.
На поздних этапах войны пилоты пытались обойти самолёт врага сбоку, и, зайдя в хвост, расстрелять из пулемёта. Эту тактику применяли при групповых боях, при этом обычно побеждал проявивший инициативу пилот, заставивший противника улетать. Стиль боя в воздухе с активными маневрами и стрельбой с короткой дистанции получил название «догфайт» и до 1930-х доминировал в представлениях о воздушной войне.
Особым элементом воздушных боев были атаки на дирижабли. Воздушные корабли имели оборонительное вооружение в виде пулемётов, не уступали самолётам скоростью в начале войны, и существенно превосходили скороподъемностью. До появления зажигательных пуль, пулемёты оказывали слабое воздействие на оболочку дирижаблей, и единственным способом подбить воздушный корабль было пролететь над ним, сбросив ручные гранаты на киль корабля. Несколько дирижаблей были сбиты, но в целом из встреч с самолётами обычно победителями выходили дирижабли.
Положение изменилось с появлением зажигательных пуль в 1915 году. Зажигательные пули позволили воспламенять вытекающий водород, и вызывать уничтожение воздушного корабля.
Тактика бомбардировочных операций
Ни одна страна в начале войны на вооружении не имела авиационных бомб. Германские цеппелины первые бомбардировочные вылеты проводили в 1914 году, используя артиллерийские снаряды с прилаженными матерчатыми плоскостями, самолёты на позиции противника сбрасывали ручные гранаты. Позднее были созданы специальные бомбы. В ходе войны активно применялись бомбы весом от 10кг до 1 центнера.
В начале войны приспособления для бомбометания были примитивны: бомбы по результатам визуального наблюдения сбрасывались вручную. Усовершенствования зенитной артиллерии и возникшая в результате необходимость в увеличении скорости и высоты бомбардировки повлекли за собой создание телескопических прицелов и электрических бомбодержателей.
Помимо авиабомб, развивались и иные виды авиационного оружия. Всю войну аэропланами применялись метательные стрелки, сбрасываемые на живую силу противника. Английский флот в 1915 году впервые во время Дарданельской операции успешно применил торпеды, запускаемые с гидросамолётов. В конце войны начались первые работы по созданию планирующих и управляемых авиабомб.