Правовое государство – это государство, где все действия подчинены нормам права и правовым принципам, которые направлены на защиту государства и его граждан.
Становление правового государства
В конце 6 века правительство Японии возглавляет принц Умаядо (Сётоку), в 593 году его назначили регентом при императрице Суйко, он решает преобразовать страну в централизованное государство по типу китайской империи. В 600 году он отправляет в Китай, где правит династия Суй, послов, для того чтобы перенять опыт строительства государства. Позже принц организует в Японии систему 12 рангов, с помощью неё он попытается создать бюрократию континентального типа, которая имеет связь с престолом. Еще одним важным шагом принца Сётоку было издание «Конституции 17 статей» – морально-этического кодекса для чиновников, где главным идеалом Японии является центральная власть.
Именно во времена правления принца Сётоку статус государственной религии приобретает буддизм, в стране начинают появляться первые буддийские монастыри. В тот период был возведён большой монастырь Ситэнно-дзи, а спустя пару лет древний монастырь Хорю-дзи. Помимо этого, принц допускал и другие религии и проводил политику мирного сосуществования нескольких религий.
В VIII веке противостояние за власть над центральным правительством Японии между монахами-буддистами и аристократией обостряется. Роль императорского двора и самого императора постепенно снижается, чтобы избавить столицу от влияния монахов, император Камму переносит столицу Японии в город Хэйан, где по его мнению царил мир и спокойствие (ныне это город Киото).
В Хэйане император начал проводит реформы, целью которых было обновить "правовое государство" и устранить произвол чиновников в отдельных провинциях. В первую очередь император установил надзор за соблюдением "Закона о выдаче земли" в японских провинциях.
"Закон о выдаче земли" – закон в древнем японском правовом государстве VIII-X веков, определявший порядок распределения государственной земли между населением Японии (сюда же входили правила её использования). Создан закон был по образцу китайского «Закона о равнополье» времен империи Тан.
Закон был провозглашён в 646 году императорским указом о реформах Тайка и вступил в полную силу с 690 года, действовал с небольшими поправками до X века. Крестьяне также освобождались от военной службы, а вместо них защищать отдельные провинции должна была местная знать, которая была организована в отряды, получившие название – кондэй. Помимо того, был организован ряд военных походов против жителей островов Кюсю и Хонсю, с целью расширить границы Японии.
После того как столица государства была перенесена, власть императора снова окрепла, уменьшилось влияние буддистских монахов, но увеличилась роль советников императора, должности которых удерживал род Фудзивара, который сумел отстранить от государственной политики все другие влиятельные роды, они же поставляли императору жен, тем самым породнились с ним. Род Фудзивара взял практически всю власть в свои руки, они правили советниками и регентами от лица императора, при этом род владел большим количеством имений в Японии.
Развитие правового государства
В начале X века проявляется нехватка государственной земли, в результате исполнение «Закона о выдаче земли» замедляется. Императорский двор меняет систему сбора налогов и переводит сбор налогов на провинции, которые получив такой источник обогащения, начали назначать своих губернаторов в регионах. Наряду с тем, состоятельные крестьяне стали отказываться от государственной земли и поднимать целинные земли, чтобы в последствии превратить их в частные имения. С таких самостоятельно освоенных земель государство брало высокий налог, так владельцы земель начали дарить свою собственность аристократии, а те в свою очередь назначали дарителей управляющими в своих новых имениях, так начал формироваться региональный слой знати, состоящий из крестьянства.
В середине XI века на трон взошёл император Го-Сандзё, который не являлся родственником рода Фудзивара и поэтому начал восстанавливать абсолютную власть одного императора. Эти реформы поддержал и следующий император – Сиракава, он снизил влияние регентов и передал трон своему сыну и стал его главным советником
В результате этих реформ было заложено начало так называемому «правлению экс-императоров», которое был призвано уберечь династию от неограниченного влияния аристократии. Благодаря такой форме правления род Фудзивара, который можно сказать был у власти на протяжении 200 лет, постепенно потерял свои позиции в правительстве Японии.
Вместе с аристократией на воинские должности при дворе императора начали принимать самураев, постепенно они начали организовывать своё отдельное сословие.
Самураи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Самураи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К середине X века региональные самураи обрели достаточно силы для того чтобы устраивать мятежи и восстания против правительства, что они и делали, так как Япония не имела основной постоянной армии, то восстание одних самураев давили силами других самураев, тем самым рост их авторитета увеличивался все больше.
Начало самурайского правления
В 1156 году между императором Го-Сиракава и его предшественником Сутоку возникает острый конфликт, что делит род Фудзивара на два враждующих лагеря. Разгорается вооружённая борьба, ареной для которой становится столица страны. В обоих лагерях большую политическую мощь приобретают профессиональные военные самураи, так начинается эпоха воинов-самураев.
В 1543 году в Японию прибыли португальские корабли, а за ними – иезуитские миссионеры и голландские мореплаватели, так начинаются торговые и культурные отношения Японии с другими странами.
Главную функцию центров политико-экономического и социально-культурной жизни Японии выполняют города. Самые крупные из них были «столицами» тех или иных автономных владений и имели на своей территории крепости, самой многочисленной группой жителей городов были самураи, которых обслуживали ремесленники и купцы.