Прибытие европейцев
Эпоха великих географических открытий началась в XV веке. Через сто лет европейцы проникли в Восточную Азию. В 1543 году их первые корабли добрались до берегов японского острова Танэгасима. Они дали островитянам огнестрельное оружие, которое вскоре начнет производиться по всей Японии. В 1549 году иезуит Франциск Ксаверий прибыл в город Кагосима, и ознакомил местных жителей с христианством. В течение века Японские острова посещали испанские и португальские купцы, выполнявшие роль посредников в торговле с Восточной Азией. Они обменивали европейские и китайские товары на японское серебро. Так как европейцы прибывали с юга, японцы их называли «южными варварами».
Самурайские феодалы в Западной Японии в такой торговле были заинтересованы и с радостью принимали купцов и миссионеров, иногда даже переходя в христианство. Первый феодал-христианин на острове Кюсю, Омура Сумитада, пожаловал Обществу Иисуса город Нагасаки, ставший впоследствии японским «окном в Европу». При поддержке местных правителей иезуиты открывали церкви в Киото, Ямагути, Сакаи и других городах. К концу XVI века в стране насчитывалось 300 тысяч христиан. Самые влиятельные в 1582 году отправились как послы к Папе Римскому, и большими почестями были приняты в Европе.
Торговля с южными варварами
Торговля с южными варварами — это торговля Японии с Португалией и Испанией во второй половине XVI — начале XVII века.
В конце XV — середине XVI века Испания и Португалия начали гонку за получением торговых преимуществ в Тихоокеанском регионе. Португальцы основали факторию в индийском Гоа, а испанцы — на западном берегу Мексики.
Первыми европейцами, добравшимися до Японии, стали португальцы. В 1543 году их лодка была занесена бурей на остров Танэгасима на юге Японского архипелага.
В 1557 году португальцы построили торговую факторию на острове Макао. Они тут же включились в контрабандную торговлю пиратов с южноазиатскими странами, процветавшую в регионе. Изначально португальцы не были заинтересованы в торговле с Японией из-за отсутствия в ней спроса на европейские товары, но торговые контакты, благодаря иезуитам, проповедовавшим в Японии, были налажены. Португальцы монополизировали посредническую торговлю между Китаем и Японией, поэтому японские правители все больше покровительствовали христианству, поощряя купцов прибывать с китайскими товарами чаще.
Торговля с Японией осуществлялась португальским капитаном-майором, титулованным представителем знати, чья резиденция находилась в Гоа. С разрешения короны он контролировал все заморские колонии португальцев и имел право собирать налоги в свою пользу. Ежегодно его корабли посещали Японию. Их поездку спонсировали купцы из Макао. Ежегодно португальцы выходили из Гоа, проплывали через Малакку, и, загрузив в Макао оливковое масло, лекарства, пряности, вино, парчу и шёлковые нити, отправлялись в Японию. Они приходили в Нагасаки летом и поздней осенью возвращались в Макао. Португальцы практически все товары обменивали на серебро, вывозя из Японии сумму, равнявшуюся 500—600 тыс. дукатов. Особенно выгодной была продажа китайских шёлковых нитей, однако эти доходы сократились в начале XVII века, когда японское центральное правительство ввело контроль над импортом и ценами.
В 1571 году испанцы, захватив Филиппины, основали Манилу и тоже вступили в торговые отношения с Японией. Ожесточённой конкуренции между испанскими и португальскими купцами не было из-за их принадлежности к католицизму и совместной борьбе с протестантскими Голландией и Англией. Испанцы привезли в Японию табак и помидоры.
После объединения Японии и установления власти сёгуната Токугава японцы стали самостоятельно проводить внешнеторговые операции в Китае и Юго-Восточной Азии. Также с 1609 года корабли протестантских Англии и Голландии начали прибывать в Японию, поставив под угрозу испано-португальскую монополию в регионе. Протестанты при сёгунском дворе приступили к дипломатической войне против католических миссионеров, обвиняя их в попытках захватить власть в Японии, а также совершали пиратские нападения на торговые суда противников. Прибыли Испании и Португалии от японской торговли резко сократились, а торговцы из Макао и Манилы для поддержания бизнеса брали гигантские займы у японских купцов.
В 1614 году японское правительство, подбиваемое буддистам внутри страны и протестантскими советниками, запретило проповедовать и исповедовать христианство в стране. Но европейские миссионеры продолжали прибывать в Японию на испанских и португальских кораблях.
В 1624 году японцы прекратили отношения с испанцами, а в 1634 году запретили португальским купцам торговать в Японии, за исключением Нагасаки. В 1633—1636 годах сёгунат издал ряд изоляционистских законов, устремленных на запрещение христианства и контроль над населением страны. Под предлогом восстания христиан в Симабаре в 1637 году японское правительство прервало торговлю с Португалией и разорвало дипломатические отношения. В 1639 году сёгунат запретил португальцам прибывать в Японию под страхом. Торговля с западными странами, кроме Голландии, была полностью прекращена.
Борьба сёгуната против иностранного влияния
Сакоку — внешняя политика самоизоляции Японии от внешнего мира, введенная после христианского восстания в Симабаре и проводимая сёгунами Токугава с 1641 по 1853 годы.
После отстранения чиновников, которые были виновны в связях с иностранцами, и повторного указа о запрете миссионерской деятельности японское правительство перешло к радикальным действиям — несколько христиан казнили, а позже особым указом полностью и безоговорочно запрещалась иноземная религия. В 1630 году был прекращён ввоз европейских книг, а также всех китайских с упоминаниями о христианстве.
Под страхом казни с 1636 года японцам было запрещено покидать территорию страны без правительственной санкции, а также строить суда, годные для дальних плаваний. Иностранные купцы давали обязательство заниматься одной торговлей.
После симабарского восстания крестьян-католиков, сёгунат окончательно «закрыл» страну для иностранцев, пресекая любое иностранное влияние. В 1638 году из страны были высланы португальцы, репрессии на испанцев распространены были ещё раньше. Любые контакты с западом были монополизированы голландцами, чье особое положение было обеспечено оказанием помощи при подавлении восстания. Два раза в год разрешался вход голландских и китайских судов в порт Нагасаки.
Изоляционистская политика дала сёгунам возможность следить за торговлей с Китаем и Кореей, сводить к минимуму миссионерскую деятельность католиков и не допускать захвата островов европейцами.